Ираноязычная Харьковщина
За период с 2300 по 1200 г. до н. э. Харьковщина пять раз сменила своих
«хозяев». Кочевые и оседлые племена постоянно боролись за эту богатую землю,
пока во второй половине ІІ тыс. до н. э. здесь не утвердились племена срубной
культуры, которые были известны древним грекам под именем киммерийцев.
Они пришли с берегов Волги и первоначально были оседлыми земледельцами и
скотоводами. Остатки поселений и курганов срубной культуры обнаружены у г.
Волчанска, пос. Васищево, а также в Изюмском и Краснокутском районах. Рядом с
киммерийцами проживали и племена т. н. бондарихинской культуры. Киммерийцы
строили землянки и бревенчатые срубы, в срубах же хоронили своих умерших.
Племена срубной культуры научились обрабатывать железо — производили сначала
очень мало, было оно невысокого качества. Из железа делали шилья, небольшие ножи
и кинжалы. В конце Х в. до н. э. произошел «технологический прорыв».
Киммерийские кузнецы начали использовать горны, научились производить сталь и
осуществлять сварку железа. К этому же времени относится и переход киммерийцев к
кочевой жизни. Они владели огромными табунами лошадей, которые стали основой их
богатства.
Киммерийцы (подробнее о них — в № 37 «НД») превратились грозных и опасных
воинов. Вооруженные стальными мечами, мощными луками, бронзовыми секирами и
каменными булавами, они представляли страшную силу. Отряды подвижной
киммерийской конницы проводили набеги на соседние и далекие страны, переходили
Кавказские горы и вели войны с Урарту и Ассирийским царством. Но в VII в. до н.
э. с востока пришел новый сильный противник — скифы. Киммерийцы не решились
сопротивляться им и без боя покинули свою страну. Весь народ переселился в Малую
Азию, где, скорее всего, был частично истреблен, частично ассимилирован местным
населением.
«Да, скифы мы!»
В истории Харьковщины началась новая эпоха. Без боя бежали на юг некогда
грозные киммерийцы, уходили на северо-запад меланхлены (балтские племена,
родственные литовцам и латышам), небольшие, но невероятно выносливые скифские
кони пили теперь воду из реки Сиргис — так тогда назывался Северский Донец.
Восток и юг Украины стали теперь для ираноязычных скифов новой родиной. Первые
победы кружили голову. Сметая на своем пути крепости и уничтожая армии, войско скифов
разорило Армению и двинулось дальше на юг. В Библии о скифах сказано несколько
«теплых» слов: «Вот идет народ из северной страны… Голос их ревет, как море,
скачут на конях, выстроились как один человек. Народ, языка которого ты не
знаешь! Он пожрет твою жатву и хлеб твой, истребит сынов и дочерей твоих,
разрушит мечом города твои…»
28 лет разоряли скифы Переднюю Азию, после чего окончательно закрепились на
землях современной Украины. Всадники в металлических доспехах, вооруженные
мощными луками, кинжалами и короткими мечами — акинаками, они долгое время
казались непобедимыми. Скифы напились крови своих врагов в буквальном смысле
слова: с уздечек коней свисали скальпы поверженных противников. На долгие годы
война станет одним из важнейших способов обогащения новых жителей Украины.
Но одной войной долго не проживешь. Часть скифов поселилась в южной части
страны. Это были скифы-кочевники и царские скифы, которые занимались кочевым
скотоводством. Другие скифы осели на Сиргисе и перешли к земледелию. На
территории Харьковщины существовало не менее двух десятков укрепленных и до
пятидесяти неукрепленных скифских поселений. В тех местах, где сейчас стоят
Харьков и Чугуев, Новая Покровка и Ольшаны, Колонтаев и Валки, Краснокутск и
Изюм, Дергачи и Малые Проходы, Циркуны и Безлюдовка, были построены постоянные
поселения скифов-земледельцев.
Они обрабатывали землю деревянными плугами и рыхлили ее мотыгами, сделанными
из рогов животных, но существовали мотыги и с железными наконечниками. Во время
сбора урожая сотни людей, вооруженных железными серпами, собирали просо, рожь,
ячмень и пшеницу. Хорошие урожаи давали лук, чеснок, горох и чечевица, появились
первые фруктовые сады.
Усталые земледельцы возвращались в свои деревянные дома с глинобитными
полами, пастухи пригоняли с пастбищ многочисленный скот, в кузницах мастера
изготавливали различные изделия из железа и бронзы. Скифы носили легкую и
удобную одежду из льна, шерсти и кожи. Головными уборами служили остроконечные
башлыки, на ноги надевали «скифики» — мягкие кожаные полусапожки с перевязью у
щиколотки.
В степную часть Харьковщины каждое лето приходили скифы-кочевники, которые
жили южнее, в современном Донбассе. Их стада перемещались на север в поисках
хороших пастбищ, тысячи покрытых войлоком четырех- и шестиколесных повозок с
семьями скифов располагались в степи временными таборами.
Из поселков скифов-земледельцев, из лагерей скифов-кочевников часто уходили в
набеги небольшие отряды хорошо вооруженных воинов. Скифы нападали не только на
соседние независимые племена, но и на тех, кто уже был ими покорен и исправно
платил дань. Убить врага или захватить его в
плен, разграбить имущество побежденного противника и показать свою удаль
хотели все скифы. Они презирали тех, кто не убил хотя бы одного врага. Часть
пленных приводили к специальному возвышению из хвороста с площадкой наверху, в
которую был вонзен меч. Здесь они молились богу войны и приносили жертвы.
Несчастных пленников убивали, собирали
их кровь и лили на острое лезвие меча. Остальных пленных ждал долгий путь в
Танаис — греческий город в устье Дона, где находился крупнейший рынок рабов.
Туда же направлялись и повозки со скифским зерном, шкурами, кожами и медом. В
Танаисе скифы- земледельцы закупали греческие вина, оливковое масло, украшения,
посуду и различные ремесленные изделия.
Стремление к богатству и «легким деньгам» хорошо были знакомы жителям древней
Украины. Сами греки признавали свое пагубное влияние на жизнь скифского
общества. «Наш образ жизни, — писал греческий географ Страбон, — почти у всех
произвел перемену к худшему, внося роскошь, пристрастия к удовольствиям и для
удовлетворения этих страстей множество безнравственных средств к обогащению. Они
стали разбойничать, убивать иностранцев и, вступая в сношения со многими
народами, перенимать у них роскошь и торгашество».
Имущественные различия у скифов-земледельцев были меньше, чем среди их
соседей-кочевников, но общее направление процесса сомнений не вызывало —
богатство одним, бедность многим.
В скифской семье безраздельно господствовал мужчина, который мог содержать
несколько жен и наложниц. Мальчики росли, становились молодыми воинами, но и
среди девушек нередки были случаи неплохого владения оружием: в некоторых
женских погребениях были найдены копья и стрелы. Над телом погибшего или
умершего воина-мужчины насыпали курган. Скифские курганы обнаружены в
Валковском, Дергачевском, Харьковском, Богодуховском районах и в городе
Харькове. Скифы-земледельцы верили, что их жизнью руководят боги. Им приносили
жертвы, но храмы не строили никогда.
Скифы много и чаще всего удачно воевали, чего стоят лишь их победы над
армиями Македонии и Персии. Но в конце ІІІ — начале ІІ вв. до н. э. на
территорию нынешней Украины вторглись ираноязычные племена сарматов и изгнали
скифов в низовья Днепра, за Дунай и в Крым. На юге Украины еще около 400 лет
просуществовало государство скифов, но на территории Харьковщины они больше не
появлялись.
Коктейль кровей
Сарматы прежде занимали территорию от Дона до Урала. Долгое время скифы и
сарматы были добрыми соседями и даже союзниками. В конце VI века до н. э. они
вместе боролись с войсками персидского царя Дария, который пытался завоевать
Скифию. Но в конце III — начале II в. до н.э. часть сарматов, которых возглавило
племя роксоланов, вступила в борьбу со скифами. Роксоланы могли выставить на
поле боя до 50 тысяч конных воинов. Историки древности отмечали внезапность
сарматских атак и особую тактику переменного боя. Обстреляв врага из луков,
сарматы нападали на противника в сомкнутом строю с длинными копьями наперевес. Важную
роль в победах сарматов сыграли катафрактарии — тяжеловооруженные
всадники-копейщики. Катафрактарий был вооружен мощным копьем, которое
приходилось держать обеими руками, большим прямым мечом. Тело воина защищали
металлический шлем и панцирь. Скифы были разбиты и изгнаны в Тавриду-Крым.
Сарматы были кочевниками, занимались в основном коневодством, хотя и другого
скота у них было немало. Жилищем сарматам служили крытые войлоком кибитки, образ
жизни, одежда, пища мало отличались от скифских. Женщины любили украшать себя
серьгами и браслетами, одежду и даже
обувь расшивали бусинками. Мужчины носили плащи, сшитые по греческому
образцу. Питались сарматы в основном мясом, молоком, творогом и просяной кашей.
В Змиевском, Лозовском, Барвенковском, Краснокутском районах обнаружены
сарматские курганы. Тело умершего размещали в вытянутом положении, кисть руки
лежала на животе, ноги были
скрещены в голенях. В могилу клали оружие, амулеты, пищу. Насыпав курган,
сарматы устраивали тризну (поминки по умершему). На кургане убивали коня и
разбивали зеркало.
С приходом сарматов для земледельцев настала тяжелая пора — их поселки были
разорены, уцелевшие люди бежали в леса или были проданы в рабство в греческом
городе Танаис.
Через опустошенную Харьковщину в течение последующих веков еще несколько раз
проходили орды кочевников. В I—II вв. н. э. здесь господствуют
аланы — сарматский племенной союз, который переселился из северного
Прикаспия. Римский историк Аммиан Марцеллин говорил, что аланы «высоки ростом и
красивы, светловолосы», быстры в движениях и внушают страх «сдержанно-грозным
взглядом». В 3 веке аланы подчинили себе остальных сарматов и «распространили на
них свое имя». Аланы часто нападали на границы Римской империи.
В III веке Харьковщина (как и вся Украина) стала сценой огромной драмы
Великого переселения народов. В 240-е годы германские племена
герулов и готов захватили юг Украины и разрушили Танаис. Харьковщина
оказалась на границе владений готов и аланов, которые постоянно враждовали друг
с другом. Спокойно жить и вести хозяйство здесь стало совершенно невозможно.
В 70-е гг. IV века в Восточную Украину вторглись гунны — воинственные
племена, которые раньше жили в Северном Китае и Монголии. Аланы оказали им
упорное сопротивление. Катафрактарии отважно бросались в атаку на диких гуннских
воинов, которые поражали аланов издали стрелами с костяными наконечниками. «В
бой они скачут, построившись клином, и издают при этом грозный завывающий крик.
Легкие и подвижные, они вдруг нарочно рассеиваются и нападают то там, то здесь,
производя страшные убийства. Сблизившись с неприятелем, бьются с беззаветной
отвагой мечами и, уклоняясь сами от удара, набрасывают на врага аркан,» — писал
римский историк.
Кочевники-гунны быстро разгромили аланов и заставили их заключить с
победителями союз. Большинство аланов осело на Северном Кавказе, но через
несколько веков аланы вернулись на берега Северского Донца. Здесь
появились их села и города, крупнейший из них стоял на месте современного села
Верхний Салтов. Аланы не исчезли в водовороте истории. Их потомками являются
осетины, которые и сейчас живут на Северном Кавказе.
Гунны же после покорения аланов пошли дальше на запад и еще около ста лет
наводили ужас на всю Европу. Разбитые гуннами готы бежали к границам Римской
империи, а затем вторглись на ее территорию, захватили Италию, Испанию и сам
Вечный город.
Странные шутки шутит история — потомки людей, которые некогда жили на землях
Харьковщины, теперь разбросаны на огромном пространстве от Гибралтара до
Владикавказа, и вряд ли подозревают, что их их корни здесь, на берегах Харькова,
Лопани и Северского Донца. Скифы, сарматы, готы, гунны ушли, освободив место для
продвигавшихся с запада славян.
Сергей Гусак
«Новая демократия» №38 (106)
Джерело: http://ndgazeta.org.ua/razd.php?n=1555 |