Меню сайта
Форма вхіда
Пошук
ТОП матеріалів
Найпопулярніші
Найкоментованіші
Найкращі
Найновіші
Рекомендуємо прочитати
Инфо, цифры, факты: Поиск
Коммерция: Продам прибор нормализации артериального давления
Рекомендую отказаться от медикаментов! Продам прибор нормализации артериального давления.Уникальный прибор для тех кого беспокоит давление, обладает высокой терапевтической эффективностью и может быть использован в еще более широких масштабах в качестве нетравмирующего,не вызывающего каких-либо побочных осложнений немедикаментозного средства.Прибор номинировался на Нобелевскую премию в 2008г.
тел. для справок: 050-779-14-42; 093-019-00-22 Читать далее...

Коммерция: Здоровье без врачей
ВОВЧ@НСЬК Чт, 25-04-2019, 23:58
Вітаю Вас Гость | RSS
Что здесь изображено?  
 Публикации
Головна » Статті » Туризм

Экскурсии из Волчанска: В глубь столетий
В глубь столетий
Многодневный пешеходный маршрут: Волчанск — с. Рубежное — с. Верхний Салтов — с. Старый Салтов — пгт Печенеги — пгг Кочеток — Чугусв — с. Мохнач — с. Задонецкое — с. Коропово — с. Большая Гомолыиа. Протяженность маршрута 160 км
Следуя известной пословице — лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать, предлагаем совершить многодневное путешествие для знакомства с археологи-ческими памятниками Харьковщины. Походное снаряжение — палатки, рюкзаки, спальные мешки, продукты питания (сухой паек), походная посуда, компас, фото-аппарат, теплые вещи и на всякий случай удочки. Путе-шествие рассчитано на девять-десять дней. Маршрут проходит по берегам Печенежского водохранилища и Северского Донца, так что придется не один раз пре-одолевать поросшие камышом илистые заливы, прохо-дить по берегам заболоченных озер, карабкаться вверх и спускаться вниз по многочисленным глубоким овра-гам, вести борьбу с огромной армией назойливой мошки и комаров...
План путешествия таков. Сначала познакомиться с археологическими материалами Волчанского крае-ведческого музея. Во дворе музея находится камен-ная “баба”, которую “изваял” древний мастер в XI веке. Затем советуем осмотреть остатки Волчанского городи-ща, сооруженного в первой половине VIII века. Оно рас-положено в урочище Городище, что к востоку от города, на возвышенности правого берега реки Волчья. На горо-дище сохранились три линии оборонительных валов. Неподалеку находится несколько неукрепленных селищ VIII—X веков, па одном из которых обнаружены остат-ки железоплавильной печи наземного шахтного типа.
На возвышенном правом берегу реки Волчья имеется еще одно городище, известное под названием Лысая гора.
На южной и юго-восточной окраинах Волчанска нахолится свыше двух десятков древних курганов с распаханной поверхностью. Четыре кургана были раскопаны, в них обнаружены погребения, относящиеся ко 2 тысячелетию до новой эры.
"Пирамиды степей” — курганы с давних времен являются украшением однообразного степного пейзажа.
Гордо стоят они в таинственном одиночестве или, как здесь, группой среди бескрайного поля. Их можно встретить, вдоль автомобильных или железных дорог возле лесополос, па высоких, хорошо обозримых местах, чаще всего — на водоразделах. Свидетелями многих бурных событий были древние курганы: они слышали звон клинков, топот многих тысяч лошадей, возгласы победителей и стоны побежденных...
Курганы — это искусственные земляные холмы высыпанные над древними могилами, которые имеют вид ям, склепов, катакомб, деревянных срубов, каменниых ящиков. Кроме могил, под насыпью кургана могут быть различные дополнительные сооружения — оградки из камней, каменные кирпичные или глинобитные сте-ны н своды. Каменные ограды, окружавшие курганы, предохраняли насыпи от сползания, а стоявшие па вер-шинах каменные статуи или копья, воткнутые в насыпь, по обычаю скифов, придавали им еще более величе-ственный вид.
По форме и размерам курганы бывают разными. По мнению специалистов, они являются ровесниками древ-неегипетских пирамид, напоминают их и своей формой с острой конической вершиной. Время и климатические условия изменили первоначальный вид курганов. К на-стоящему времени насыпи многих из них распаханы и едва угадываются на поверхности в виде невысоких холмиков расплывчатых очертаний. Однако на Харьковщине еще сохранились отдельные курганы-великаны, высота которых достигает более десяти метров. Это — Хомякова могила у поселка Песочин Харьковского райо-на, Веселый курган в Балаклейском районе, курганы Близнецы в Близнюковском районе и другие. Конструкция курганов тоже различна: иногда это простой земляной холм, насыпанный над грунтовыми ямами, а в некоторых случаях — более сложные погре-бальные сооружения в виде каменных или деревянных склепов с каменной крепидой (кромлехом) у основания. Из поколения в поколение переходят сказания и легенды о том, что курганы — это шапками насыпанные могилы, где вместе с погибшим воином погребены оружие и сказочные сокровища. Всюду курганы считались сторожевыми вышками, откуда выставленная охрана наблюдала за приближением врага и в случае опасности разводила на вершине огромные костры, предупреждав-шие соплеменников о приближении неприятеля.
Из других легенд известно, что курганы — это якобы казацкие, шведские, татарские или турецкие могилы. В южных областях Украины их считают турецкими или татарскими, на территории Днепропетровской и Запо-рожской областей довольно часто можно слышать о при-надлежности Курганов запорожским казакам; на Полтавщине, Сумщине и Харьковщине их приписывают шведам или туркам. И, если верить легепдам, то пер-вые кургапы появились где-то в XVII—XVIII веках. Так рассказывают легепды...
А что сообщают сами курганы при их раскопках? Шаг за шагом проникают археологи в тайны дрсвпих памятников, и молчаливые курганы, подчиняясь воле исследователей, раскрывают свои тайны — рассказы-вают нечто новое и интересное, часто неожиданное, порою сепсационное и необыкновенное.
Первые курганы в бассейне древнего Сиргиса (так в древности назывался Северский Донец) были насыпа-ны племенами ямной археологической культуры еще во второй половине III тысячелетия до новой эры.
Кочевники-скотоводы, заселявшие в те времена Север-скнй Донец и его притоки, не строили постоянных по-селков, а жили в легких передвижных жилищах, похо-жих на юрты или временные шалаши нынешних кочевых народов. Скотоводческие племена в поисках новых пастбищ передвигались с места на место, остав-ляя после себя незначительные следы кратковремен-ного обитания — черепки разбитых горшков, остатки костров, кости животных. Поэтому постоянных поселе-ний ямпой культуры с насыщенным культурным слоем обнаружено очень мало. Ямная культура изучена, глав-ным образом, на основании раскопок курганных погре-бений.
Курганы с древнейшими на Харьковщине погребениями исследованы не только в этих местах, но и у сел Малая Камышеваха и Шпаковка Изюмского района, Ковалевка, Старое Мечебилово, Грушеваха и Большая Камышеваха Барвенковского района, Князево, Рожде-ственка н Бунаково Лозовского района. Древние люди, жившие здесь, совершали погребения в простых грунтовых ямах разной глубины и формы с незначительным погребальным инвентарем. Отсюда и названии культу-ры - ямная (по обряду захоронения). Дно могилы усти-лалось камышом и посыпалось древесными угольками, слоем пепла и мелкими кусочками красной охры. Тело покойника также обильно посыпалось красной охрой, которая, по представлениям наших предков, символи-зировала жизнь, свет, очищение. В нескольких курга-нах, раскопанных у села Грушеваха Барвевковского района, степкн ям были покрыты копотью, а на дне обнаружены остатки небольших костров. Костер, пепел, охра, видимо, имели культовое значение.
Считалось, что души мертвых продолжают жить в загробном мире, поэтому рядом с покойником оставлялись каменные и костяные орудия труда, различные амулеты для отпугивания злых духов, а также жертвенная пища.
Вторая половина II — начало I тысячелетия до новой эры характеризуется новыми достижениями древнего человека: появляются первые изделия из бронзы. Мате-риальный уровень жизни племен бронзового века с по-явлением нового металла стал значительно выше. Изме-нился обряд погребения. Умерших хоронили в подзем-ных пещероподобных камерах, глубоких подбоях, что послужило основанием для условного названия этих племен — племена катакомбной археологической куль-туры.
На всей территории расселения племен катакомбной культуры еще не открыты долговременные поселения. Найдены только временные стоянки пастухов-ското-водов, которые чаще всего размещаются по краю надпойменной террасы или в поймах рек, на высоких пес-чаных дюнах. Следы таких поселений известны вблизи сел Любовна, Колонтаевка и Петровское Краснокутского района, Коропово и Задонецкое Готвальдовского района, Студенок Изюмского района, а также на левом берегу Северского Донца возле поселка Кочеток Чугуевского района, через который проходит наш маршрут. Однако изучены эти поселения недостаточно полно. Основным источником сведений о племенах катакомбной культуры являются раскопки многочисленных курганных могиль-ников. Интересно, что большинство катакомбных по-гребений совершено в курганах, насыпанных предшест-венниками — ямными племенами. Каждый такой кур-ган содержит несколько катакомбных погребений (иногда до 18-20), расположенных, как правило, полукругом на периферии насыпи.
Погребальные сооружения катакомбной культуры были значительно сложнее и разнообразнее древнеямных, хотя бытовали еще и захоронения в простых грун-товых ямах. Катакомбные могилы сооружались следую-щим образом. Сначала каменными или бронзовыми тесловидными орудиями, следы которых довольно часто остаются на стенках погребальных сооружений, рылась входная яма в виде прямоугольного, овального или круг-лого колодца глубиной до двух-трех метров с одной или несколькими ступеньками. В нижней части входной ямы, в одной из стенок, вырезался лаз в виде щели или арки, за которым вырывалась пещера-катакомба со сводчатым потолком. Вход в катакомбу перекрывался каменными, грубо обработанными плитами, комьями глины, перемешанной с черноземом или песком. Значи-тельно чаще вход в катакомбу заделывался деревян-ными плахами. После совершения обряда захоронения вход плотно закрывался, а входная яма полностью за-сыпалась землей.
К моменту раскопок дерево, перекрывавшее вход в погребальное сооружение, как правило, полностью истлевало, превращаясь в древесный порошкообразный тлен коричневого цвета. И не мудрено — ведь с того дня, когда было совершено захоронение, прошло уже более трех тысячелетий. Однако археологи очень стара-тельно и аккуратно зачищают каждый истлевший кусочек древесины, раскладывая ее затем в целлофановые мешочки. Почему такое чрезмерное внимание к какому-то перегнившему дереву? Дело в том, что в дальнейшем, при лабораторных исследованиях, применяя радиокарбонный метод, можно будет определить, когда было срублено дерево, сооружена катакомба, а также дати-ровать находившиеся в погребении находки.
На основании материалов, обнаруженных при раскоп-ках курганов в бассейне Северского Донца, была вы-делена еще одна археологическая культура бронзового века, существовавшая позже катакомбной. По обряду захоронения в деревянных срубах она была условно названа срубной.
Тип поселений, характер жилищ и найденный в ней инвентарь свидетельствуют об оседлом характере жизни срубных племен. Они расселялись по берегам рек, на пойменных террасах. Жилища строили земляночного типа — однокамерные. Несколько поселений этого вре-мени открыты в бассейне Северского Донца. Наиболее изученными являются поселения, исследованные вблизи села Васильевка Боровского района и в урочище Таранцево у села Тимченки Готвальдовского района.
Найденные на поселениях орудия труда и предметы быта наглядно свидетельствуют о том, что основу хозяй-ства срубных племен составляли оседлое скотоводство и земледелие; занимались они также охотой, рыболов-ством п различными домашними промыслами. Высокого уровня достигло строительное дело. Совершенная для того времени техника деревообработка стала возмож-ной благодаря применению твердых п острых бронзо-вых орудий, в частности, вислообушных топоров, долот, тесел, ножей. Мастерство срубных племен в обработке дерева нашло свое проявление и в погребальных памятниках.
Пример классического срубного погребения — соору-жение, исследованное в кургане у села Большая Камышоваха Барвенковского района. Очень характерна рас-копанная в нем гробница: над срубом, расположенным в четырехугольной яме, было построено что-то похожее на шалаш. Между поперечными стенками сруба находи-лись вкопанпые в грунт два столба, на верхних концах которых было положено бревно. Эта конструкция служи-ла основой двускатной крыши из сучьев, покрытых камы-шом. В срубе лежал умерший в скорченном положении. Возле головы стоял глиняный сосуд, а рядом с ним — жертвенная пища, часть туши быка. На шее погре-бенного находились бронзовые бусы. За срубом во всех четырех углах ямы лежали кости ног быка. Сверху сруб перекривился деревянными колодами, иа которых были найдены еще три перевернутых вверх дном сосуда. И вемляпой насыпи кургана обнаружены остатки костра, череп быка, массивный точильный камень и большое количество битых горшков. Все это — остатки погре-бальной тризны.
Чаще, однако, умершего хоронили в обычных грунто-вых ямах и в каменных ящиках без вещей или же ста-вили один горшок. Каменные ящики из обработанных песчаниковых глыб обнаружены па Харьковщине в курганах Раскопанная могила у села Рождественка Лозов-ского района и в Острой могиле у села Верхняя Самара Близнюковского райена. Естественно, чем южнее в степях расположены курганы, тем реже в них встречаютсн деревянные сооружения — сказывается отсутствие леса
В конце бронзового века племена срубной культуры смешались с другими племенами и позднее вошли в со-став первой на территории Украины Скифской державы, возникшей в раннем железном веке.
Если из Волчанска путь держать на юго-запад по долине реки Волчьей, через мост в направлении села Огурцово, то в двух километрах к югу от него, на неболь-шой возвышенности пойменной террасы правого берега Северского Донца можно отыскать многослойное посе-ление эпохи бронзы и раннего железного века. Внима-тельно посмотрите вокруг — на свободной от дерна поверхности заметны пятна с примесью глины и золы, местами есть скопления черепков глиняной посуды, сделанной преимущественно на гончарном круге. В этом месте были расположены жилища земляночного типа, оставленные племенами Черняховской культуры II—IV веков. Неподалеку отсюда, в урочище Раскопанное, находится стоянка каменного века, где могут встре-титься фрагменты неолитической керамики, кремниевые орудия и отщепы.
С западной окраины Огурцова надо идти правым берегом по лесу в южном направлении — через село Бугроватка к селу Старица. После перехода по откры-той местности под палящими солнечными лучами про-хлада леса освежает, идти здесь с тяжелыми рюкзаками намного легче и приятней. У леса, на территории питом-ника Старицкого лесничества, находится стоянка эпохи неолита, а к западу от села — семь невысоких курганов. Трудно сказать, какими они были раньше — бесчислен-ное множество курганов давно уже распахано, многие исчезли с лица земли. Вот такие небольшие курганы украшают однообразный степной пейзаж, вздымаясь над горизонтом, как окаменевшие волны.
Маршрут продолжается но правому берегу Печенеж-ского водохранилища к селу Рубежное. Здесь, на водо-разделе, выбрав на окраине леса большую поляну, можно остановиться на ночлег. А если солнце будет еще высоко, удастся осмотреть на склонах катакомбный могильник У111-Х веков, расположенный на северо-восточной окраине села, неподалеку от железного моста через Северский Донец.
Рано утром с восходом солнца туристы вновь отправ-ляются в путь. От Рубежного следует двигаться в южном направления к селу Верхний Салтов (расстояние пять километров). Здесь, на склонах Капиносова, Нетечинского, Замуловского и Симоненкова оврагов 1900 году был открыт катакомбный могильник, давший впослед-ствии условное название племенам салтовской культуры VIII—X веков. Археологические раскопки этого уни-кального памятника продолжаются. К югу от могильни-ков на высокой крутой горе находится городище, а в пойме — несколько неукрепленных поселений того вре-мени. В Верхнем Салтове создав археологический музей, где экспонируются материалы, найденные при раскоп-ках катакомбных могильников и древних поселений. Территория вокруг Верхнесалтовского археологическо-го комплекса объявлена заповедной зоной (см. “Тайны верхнесалтовских катакомб”), Совершив экскурсию по музею, городищу и катаком-бам, после непродолжительного отдыха — рюкзаки иа плечи и снова в дорогу. За городищем начинается боль-шой лесной массив. Сверху хорошо видна плотина, за которой в зеленой оправе берегов сверкает гладь Пече-нежского водохранилища. До плотины — семь километ-ров. Идти лучше и интереснее лесом по прибрежной тропе вдоль правого берега водохранилища, в направ-лении села Старый Салтов. Тропа выведет к базам отдыха “Дружба”, “Металлург” и городскому яхтклубу. Отсюда надо повернуть на запад и пойти к Старосал-товскому отделению “Сельхозтехника”. Здесь в 1982— 1985 годах археологи исследовали катакомбный могиль-ник VIII—X веков. В настоящее время все катакомбы засыпаны, а на этом месте построены мастерские. Боль-шая часть могильника осталась в лесу, о чем свиде-тельствуют многочисленные воронкообразные обвалы катакомб.
Минуя автостанцию и небольшой местный рынок, где можно пополнить запасы продовольствия, следует выйти на прибрежную тропу, идущую между водохранилищем и лесом. Тропа с многочисленными подъемами и спусками проходит в высокоствольном дубовом лесу, часто прижимаясь к обрыву высокого берега, - здесь нужкно быть особенно осторожными. В километре к югу от автостанции, в лесу находится гора, называемая Городищем. Это поселение не исследовалось. По встречающимся иа поверхности немногочисленным фрагментам керамики, н учитывая располо-женный неподалеку отсюда катакомбный могильник сачтовской культуры, городище, вероятнее всего дати-руется VIII—X веками.
Надеемся, вы не забыли взять с собой карты и ком-пас? А раз так, следуя пословице — язык до Киева доведет, не будем далее утомлять читателя однообраз-ным перечислением многочисленных поворотов направо и налево по прибрежным тропам и грунтовым дорогам, а лишь ограничимся указанием населенных пунктов с кратким описанием встречающихся на маршруте археологических памятников. Общий ориентир такой — идти по лесу вдоль Печенежскою водохранилища до поселка Печенеги. Здесь, у поселка, найдены кости ископаемых животных, которые относят к эпохе палеолита. Несколько поселений эпохи бронзы и раннего железного века находятся к югу от поселка. В его окрестностях расположен курганный могильник из 20 насыпей. На рас-паханной поверхности одного из курганов была найдена золотая серьга с подвеской. В 1961 году в поселке обнаружен клад монет XVII — начала XVIII веков. Свыше двух тысяч монет из этого клада, отчеканенных в России, Польше и Литве, хранятся в фондах Харь-ковского исторического музея.
От поселка Печенеги 18 километров пути пролегают по шоссейной дороге через село Кицевка к Кочетку, а от него — до Чугуева.
В Кочетке можно осмотреть селище с зольниками скифской эпохи н городище, расположенное на высоком правом берегу Северского Донца, близ устья его при-тока — реки Большая Бабка. Несколько многослойных поселений находится в урочище Тыльное Лиман, а также иа омутке соснового бора, к югу от поселка. Они зани-мают песчаные дюны левого берега Северского Донца. Обнаруженные здесь находки относятся к новокаменному веку, эпохе бронзы и скифскому времени.
В старой части Чугуева на правом, высоком берегу Северского Донца расположено городище скифской эпохи, роменской культуры раннеславянского времени и эпохи Киевской Руси. Здесь были найдены фрагмен-ты керамики, бронзовые наконечники стрел, железный меч, римские монеты, в том числе серебряный динарий императора Коммода.
Из Чугуена путь продолжается по правому берегу реки через поселок Эсхар к селу Мохнач. У его север-ной окраины, на мысе правого берега Северского Донца, расположено древнее городище с отложениями скиф-ской эпохи, салтовской и роменской культур. В трех километрах от села — другое городище, называемое местными жителями Запорожским. Неподалеку от него был обнаружен клад русских серебряных монет XVI— XVII веков.
От села Мохнач надо перейти через мост на левый берег Северского Донца. Дорога идет по полям на юго-восток к селу Шелудьковка, по опушке леса к железно-дорожному мосту через реку. Минуя “владения” санатория “Занки” (до моста) и дома отдыха имени С.Ор-джоникидзе (за мостом), в живописном уголке можно выбрать место для ночлега. Утром путь держать па село Задонецкое. Возле него, на песчаных дюнах пойменной террасы, в урочищах Зинчиха, Ракита и Клочково обна-ружено более 20 древних поселений — от каменого века до раннеславянского времени.
От Задонецкого до села Коропово — четыре километ-ра по асфальтированной дороге. Переправившись по понтонному мосту на правый берег, попадаете в запо-ведные места, называемые Коробовыми Хуторами. В лесу, между селами Коропово и Гайдары, расположено городище “Коробовы Хутора”. Главный двор городища с трех сторон окружен рвом и валом с остатками камен-ной кладки от стен. Раскопки, проведенные здесь в 50-е годы, показали, что городище двухслойное: нижний относится к скифскому времени, а верхний — к роменской культуре VIII—X веков.
Места здесь сказочные. Если есть желание и не иссяк запас продуктов, можно целый день посвятить отдыху. У Коропова на 60 метров над рекой возвышается Ка-зачья юра. С нее открывается замечательный вид на пойму Северского Донца, террасу с озерами-старицами и хвойным лесом. Место для ночлега можно выбрать здесь или у впадения в Северский Донец небольшой речки Гомольши. В четырех километрах вверх по этой реке лежит в обрамлении лесов село Большая Гомольша. Это южная часть Коробовского лесничества.
На территории села, на мысе левого берега речки Гомольшанка, расположено городище скифского времени (V —III века до новой зры). От него сохранились остат-ки оборонительных валов и рвов. Площадь поселения около семи гектаров. В двух с половиной километрах к востоку от городища, в лесу, находится огромный курганный могильник. Он насчитывает более 700 курганов и один майдан. Отдельные насыпи достигают семи-вось-ми метров. Здесь неоднократно проводились раскопки. Найденные материалы хранятся в музее природы ХГУ и Харьковском историческом музее.
На одном из курганов стояли две половецкие камен-ные “бабы” (сейчас они установлены у входа в музей природы в Харькове). Об этих любопытных древних изваяниях стоит рассказать подробнее.
Далеко не всегда кочевые народы сооружали над погребением курганы. Некоторые из них хоронили усопших в грунтовых ямах, нередко наполняли ямы драгоценностями, плотно утрамбовывали и затем пус-кали па это место табуны лошадей, заметая следы над погребением, чтобы ни современники, ни потомки не смогли его найти и ограбить. Но преобладал все-таки обычай насыпать над могилой холм. Насыпая курган, родичи и соплеменники как бы подчеркивали свое ува-жение к умершему.
Но были у кочевников и иные способы почтить па-мять покойного. Еще в эпоху бронзы на курганах появились первые грубо изготовленные из камня антро-поморфные стелы. Позже этот обычай прослеживался у скифов, изготовлявших почти такие же грубые антро-поморфные изваяния, на которых они с большой тща-тельностью вырезали характерное оружие скифа-воина: лук, колчан, меч-акинак.
После скифов почти на целое тысячелетие обычай изготовлять статуи в честь погибших воинов исчез. Вновь он возродился в VI веке у алтайских и средне-азиатских тюрок. К моменту исчезновения каменных изваяний в Средней Азии, то есть в начале XII века, они появились еще у одного тюркоязычного кочевого народа — половцев.
Еще в XVII веке тысячи каменных изваяний стояли на древних курганах с выражением немой загадочно-сти па стертых и сбитых лицах. Стояли они и в одиноч-ку и по две, а то и по пять-десять штук на каждом кур-гане. И не только па курганах. Их можно было видеть на всяких возвышенных, заметных издали участках степи: на водоразделах, при слиянии рек, на перекре-стках дорог. В период освоения степи курганы начали распахивать, а каменных “баб" в массовом порядке уничтожать или использовать для хозяйственных пужд. Помещики украшали ими свои усадьбы, парки. Две такие стелы стоят в Краснокутском дендропарке.
Некоторым “бабам” посчастливилось: их поставили во дворах музеев или в музейных залах для всеобщего обозрения.
До недавнего времени стояла каменная “баба” па высоком кургане, расположенном между селами Александровка и Кунье Изюмского района. И вдруг памят-ник XII века был найден за добрый десяток километ-ров от своего постоянного местопребывания — в овраге, к тому же далеко не в первозданном виде. И это, увы, не единственный случай. А ведь каменные изваяния хранят тайны многовековой истории степных народов, тяжкого татаро-монгольского нашествия. Ученые стре-мятся “разговорить” эти памятники. Поэтому их надо всячески оберегать. В наших суетных буднях мы порой равнодушно проходим мимо них, совершенно не улав-ливая того очарования старины, которое заключено в нелепой каменной громаде со вздутым животом, пло-ским лицом и сутулыми тяжелыми плечами.
Изучать каменные изваяния начали в XVII—XVIII ве-ках. Их называли “человек камен” или “девка каменна”. Так, в источнике XVII века “Книге Большому Чертежу” сообщается: “А на речке Терновке стоит человек камен, а у него кладут из Белгорода станичники доездные памяти, а другие памяти кладут па Самаре у двух девок каменных”,
С XVIII века каменные изваяния чаще называют идо-лами или каменными “бабами”. Но, собственно, почему “бабами”? Ведь среди многих статуй встречаются муж-ские фигуры с усами. Половцы называли своих каменных идолов "бал-балами”. что по-тюркски значит-идолы. Русские летописцы XII века передавали слово “бал-бал” как “болван”. Например, в “Слове о полку Игореве” упоминается какая-то статуя, стоявшая у Тмутаракани,- “Тмутараканский болван”. В народе непривычное для русского слуха слово “бал-бал” воспроизводилось, видимо, как “ба-ба”. Так словом “баба” стали именовать все каменные статуи.
Исследователи долгое время вели спор о том, кому принадлежали статуи наших степей, кто их поставил и с какой целью. Одни считали, что все каменные фи-гуры были оставлены скифами, по мнению других, они являлись сарматскими надгробными памятниками. Мно-гие относили их к племенам бронзового века. Большин-ство ученых сходилось на том, что авторы каменных изваяний — кочевники-половцы. Действительно, боль-шинство каменных изваяний принадлежит половцам, которые перекочевали к границам Древней Руси в се-редине XI века из казахстанских степей.
Среди наиболее ранних половецких каменных “баб” более 70 процентов женских статуй. Что именно заста-вило мужчин потесниться? Возможно, это традиции мифических амазонок, которые жили, по мнению гре-ков, где-то здесь, в южно-русских степях? Может быть, у половцев было какое-то женское божество, которому они посвящали свои статуи? Ответа пока нет.
Другие вопросы возникают, если сравнить соотноше-ние мужских и женских статуй среди ранних — “стоя-щих” половецких изваяний и более поздних — “сидя-щих”. Оказывается, что сначала половцы ставили боль-ше женских статуй, а позже — стали отдавать пред-почтение мужским. Что произошло? Снова загадка.
У всех тюркских каменных изваяний (где бы они ни были - в Сибири или на Украине) существует одна характерная деталь: на животе рельефно изображен какой-нибудь сосуд, поддерживаемый руками. У статуй других народов, например, у некоторых скифских “баб" также имеется в руках прижатый к животу сосуд, чаша или рог. Зачем нужны были неуклюжим каменным изваяниям эти чаши? И опять тайна.
Сегодня известно более ста половецких подкурганных погребений, которые не сопровождались каменной статуей. И в то же время встречаются курганы, на которых стояли каменные “бабы”, но в них не обнаружено ни одного половецкого захоронения. Поэтому нет оснований связывать каменные изваянии с погребениями и счи-тать их надгробными памятниками. Скорее всего они были дорожными жертвенниками, сооружаемыми в память о богатых предводителях, знатных воинах, а также их женах. Не случайно в каждой статуе просле-живается индивидуальность.
В истории половецких каменных статуй много непонятного и интересного. Здесь достаточно увлекательной работы, всякого рода головоломок для пытливого и острого ума. Трудно заставить заговорить этих идолов после восьми веков молчания. Но будем надеяться.
Из десятков тысяч каменных статуй, поставленных когда-то на степных курганах, возвышенностях и хол-мах, сейчас осталось несколько сотен. На Харьковщине их сохранилось всего 56. Некоторые из них отличаются тщательностью и художественностью отделки, передают детали одежды, различных предметов и украшении. Есть статуи, как говорят искусствоведы, с тщательной проработкой лица.
Где сегодня можно полюбоваться каменными извая-ниями? Стоят они во дворе Харьковского исторического музея, возле музея природы ХГУ, у ворот Владимир-ского санатория, на территории Хотомлянского лесни-чества, в урочище Гремячем... О новых адресах этих пришельцев из прошлого надо обязательно сообщать в Харьковский исторический музей или в районные (сель-ские) краеведческие музеи. Может быть, именно вами обнаруженная “баба” начнет открывать тайны.
Все каменные антропоморфные стелы взяты государ-ством под охрану и являются народным достоянием, произведениями монументальной скульптуры древних художников, которые своим творчеством помогают от-крывать тайны далекого прошлого.
Итак, путешествие в глубь веков закончено. Обрат-ный путь можно облегчить, используя рейсовые авто-бусы и попутный транспорт.
Эту экскурсию удобно начинать и из Харькова. Для этого надо автобусом доехать до Волчанска (автостан-ция № 3 па площади Восстания), что займет около двух часов. А дальше — тем же маршрутом.


Джерело: http://Книга 1988г
Категория: Туризм | Додав: volchansk (24-04-2006) | Автор: bankbond
Переглядів: 4069 | Рейтинг: 5.0/2 |
Автор вместо комментариев предпочел обсуждать материал в этой теме форума.
Категорії каталога
История--ххх [108]
Туризм [65]
Достопримечательности [53]
Творчество [33]
Инфо, цифры, факты [77]
справочники, информация
Известные земляки [22]
Волчанцы всех стран соединяйтесь! [14]
Прочее [25]
СОБЫТИЯ [5]
Официоз [54]
Информация официальных органов, пресс-релизы
WOLF-ZONA [3]
Верхний Салтов: Гений Места [70]
ОТДЫХ НА ПЕЧЕНЕЖСКОМ ВОДОХРАНИЛИЩЕ [98]
ИСТОРИЯ>>> [2]
Коммерция [4]
Реклама, прайсы, объявления
Міні-чат
Опитування
Как Вы нас нашли?

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 297
Друзі сайту

наша кнопка
Волчанск (Украина) - сайт земляков

Статистика

Онлайн всього: 1
Гості: 1
Користувачі: 0
Copyright "Bank e-Day" © 2019