Меню сайта
Форма вхіда
Пошук
ТОП матеріалів
Найпопулярніші
Найкоментованіші
Найкращі
Найновіші
Рекомендуємо прочитати
Инфо, цифры, факты: Поиск
Коммерция: Продам прибор нормализации артериального давления
Рекомендую отказаться от медикаментов! Продам прибор нормализации артериального давления.Уникальный прибор для тех кого беспокоит давление, обладает высокой терапевтической эффективностью и может быть использован в еще более широких масштабах в качестве нетравмирующего,не вызывающего каких-либо побочных осложнений немедикаментозного средства.Прибор номинировался на Нобелевскую премию в 2008г.
тел. для справок: 050-779-14-42; 093-019-00-22 Читать далее...

Коммерция: Здоровье без врачей
ВОВЧ@НСЬК Пт, 29-03-2024, 14:01
Вітаю Вас Гость | RSS
Кто автор?  
 Публикации
Головна » Статті » Достопримечательности

САЛТОВСКАЯ КУЛЬТУРА: СТО ЛЕТ ИССЛЕДОВАНИЙ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ САЛТОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ АРХЕОЛОГАМИ ХАРЬКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Точкой отсчета исследований памятников салтовской культуры считается 1900 г., когда учителем В.А. Бабенко был открыт катакомбный могильник возле с. Верхний Салтов Волчанского уезда Харьковской губернии, от названия которого культура и получила свое название. О своей находке В.А. Бабенко сообщил в Харьковский университет. На место открытия памятника сразу же были откомандированы начинающие археологи - студенты М.Е. Воронец и П.П. Ефименко (со временем один из ведущих советских археологов). Уже в следующем, 1901 г., в раскопках Верхнесалтовского могильника принимали участие такие ученные Харьковского университета, как Д.И. Багалей, Е.П. Трифильев и А.М. Покровский. Последнему принадлежала ведущая роль, о чем может свидетельствовать интерес к его докладу о раскопках могильника, прочитанный на ХП Археологическом съезде, проходившем в 1902 г. в Харькове. Однако, после съезда, на некоторое время археологи университета прекратили собственные раскопки на Верхнесалтовском могильнике, а только оказывали помощь и содействие В.А. Бабенко, который ежегодно исследовал этот памятник и расположенное рядом городище.

Значительные раскопки на Верхнесалтовском могильнике в 1911 г. были проведены молодым ученым Харьковского университета А.С. Федоровским. В 1919 г. этот ученый возглавил Харьковский Археологический музей, который на протяжении 20-30-хх годов ХХ в. являлся основным центром сосредоточения археологических сил Харькова. В эти годы исследованием и изучением памятников салтовской культуры занимались Г.И. Тесленко, Берченко, А.А. Потапов, И.Н. Луцкевич. В первые послевоенные годы раскопки на Верхнесалтовском катакомбном могильнике производились под руководством профессора С.А. Семенова-Зусера. Изучение салтовской культуры, особенно в начале своей научной карьеры, занимался заслуженный профессор Харьковского университета Б.А. Шрамко. Однако наибольшая заслуга в изучении памятников этой культуры принадлежит его ученику - профессору В.К. Михееву.

В результате полевых исследований В.К. Михеевым было полностью или частично раскопано большое количество памятников салтовской культуры. На протяжении 1963-66 гг., а затем в 1968 и 1978 гг. он провел исследование археологического комплекса возле с. Маяки Донецкой области. Благодаря раскопкам данного поселения Михеевым В.К. были получены важные данные о хозяйстве салтовских племен. Возле поселения исследователем были выявлены также ряд погребений.

В 1969 г., а затем в 1973-82 гг. В.К. Михеевым исследовался могильник с салтовскими трупосожжениями возле села Сухая Гомольша Змиевского района. В 1984-94 гг. он производил раскопки на биритуальном (трупосожжения и трупоположения) могильнике, оставленном населением салтовской культуры возле с. Червоная Горка Балаклейского района. В том же районе, в 1992 г. проф. В.К. Михеев совместно с В.В. Скирдою открыл, а в 1993-97 гг. исследовали могильник с ямными трупоположениями в с. Червоная Гусаровка.

Исследованием и изучением памятников салтовской культуры в 70-80-х гг. ХХ века занимался А.К. Дегтярь, в 80-90-е гг. – А.В. Крыганов. С конца 90-х гг. ведет раскопки на Верхнесалтовском городище сотрудница Музея археологии и этнографии Слободской Украины ХНУ им. В.Н. Каразина Н.В. Чернигова.

Подводя итог столетнему периоду изучения учеными Харьковского университета памятников салтовской культуры, нужно отметить, что ими было выявлено большое количество городищ, селищ и могильников с различными типами захоронений. Наиболее интересные из них подверглись раскопкам. Большая часть материалов из этих раскопок (артефактов и архивных материалов) хранятся сейчас в Музее археологии и этнографии Слободской Украины при Харьковском национальном университете им. В.Н. Каразина. Эти материалы послужили источником для написания большого количества научных статей, монографии и ряда диссертаций.

ВЕРХНЕСАЛТОВСКОЕ ГОРОДИЩЕ

Верхнесалтовское городище впервые упоминается в географическом описании Московской Руси XVII в., выполненном дьяками разрядного приказа Лихачевым и Даниловым в “Книге Большому Чертежу”: “А ниже старицы с Крымской стороны, верст с 8, пал в Донец колодезь Салтановской. А ниже Салтановского колодезя на Донце городище Салтановское от колодезя с версту”. Археологические исследования Верхнесалтовского городища начал В. А. Бабенко, который первым снял план крепости (1906, 1911 гг.), дал ее описание и сделал вывод, что зафиксированная каменная кладка является остатками доисторического “каменного города”. Н. Е. Макаренко, работавший в Салтове вместе с В. А. Бабенко, в 1905 г. обнаружил здесь культурный слой XVII-XVIII вв. последний принадлежал русскому сторожевому посту. После этих работ в течении 35 лет городище не исследовалось из-за того, что основное внимание археологов было сосредоточено на изучении близлежащего катакомбного могильника, и только в 1946-48 гг. экспедицией Института археологии АН УССР под руководством профессора ХГУ им. А. М. Горького С. А. Семенова-Зусера были проведены замеры сохранившихся крепостных укреплений, сделаны разрезы стен по периметру и проведены раскопки на примыкающих селищах (т.н. посаде). В связи со строительством Печенежского водохранилища в 1959-61 гг. исследования городища продолжила Кочетокская экспедиция ИА АН УССР под руководством Д. Т. Березовца. В 1996-98 гг. раскопки на городище (на посаде) проводились экспедицией ХГПУ им. Г. С. Сковороды под руководством В. В. Колоды. Начиная с 1997 г. исследование крепости городища проводятся экспедицией ХНУ им. В.Н. Каразина под руководством сотрудницы МАЭСУ Н.В. Черниговой.

Городище занимает южную часть современного села Верхний Салтов Харьковской области Волчанского р-на. Оно состоит из крепости и прилегающего к нему огромного селища. Выбор места для крепости был обусловлен, видимо, фортификационными соображениями. Она располагается на возвышенности, крутые склоны (до 20 м) которой были надежным естественным оборонным рубежом с востока и запада. Менее укреплена западная часть высоты, где склон пологий, а наиболее доступной является южная сторона, которая сливается с возвышением левого берега Северского Донца. Расположенная на возвышенности крепость, с трех сторон (север, запад, юг) была окаймлена валом и рвом, восточный склон обращенный к реке, был, практически, неприступным, потому что русло Донца в древности проходило у подножия возвышенности и, кроме того, склоны ее были крутые и эскарпированы (до 45˚). Цитадель была укреплена каменными стенами и занимала площадь длиной 160 м (север-юг) и шириной 140 м (восток-запад).

Во время изучения салтовских оборонительных сооружений было установлено, что стены цитадели были сложены из известняка и состояли из двух рядов облицовочных плит – внутреннего и внешнего, пространство между которыми был забутовано мелким камнем, щебнем, глиной. Плиты панциря были правильной прямоугольной формы, их размеры 0,45х0,50-0,60 м. Их поверхность была частично обработана. Укладывались они насухо, без фундамента, непосредственно на поверхности древнего горизонта и только в некоторых местах вследствие неровностей грунта под плиты закладывалась утрамбованная глина. Толщина стен цитадели колебалась от 3,65 м до 4 м. Вычислить точную высоту крепостных стен в наше время невозможно, но массивность нижней части свидетельствует о большой нагрузке, поэтому вполне вероятно, что они достигали 10-12 м в высоту.

Как и другие средневековые крепости, оборонительные сооружения Салтова укреплены башнями, одна из которых обнаружена возле восточной стены, в 10 м на север от юго-восточного угла цитадели. Эта башня не единственная в крепости. Еще В. А. Бабенко упоминал о каких-то расширениях “фундамента” в углах укрепления. Возможно, эти расширенные участки и представляли собой остатки башен.

Результаты многолетних исследований Верхнесалтовского комплекса свидетельствуют о том, что в районе Салтова в VIII – X вв. располагался город, площадь которого достигала 120 га. Это дает основание предполагать, что Салтов был административным центром Хазарского каганата в северных лесостепных землях. Следы пожара , прослеженные на всех раскопках, свидетельствуют о том, что Верхнесалтовское городище прекратило свое существование в результате разгрома. Некоторые ученые считают, что салтовские поселения были разгромлены печенегами, но, если считать верхней датой существования культуры вторую половину Х века, то разрушение салтовских крепостей в верховьях Донца можно также объяснить походами Святослава на восток в 965 – 968 гг., целью которых было укрепление экономического положения и укрепление восточных границ Руси после присоединения вятичей и северян. Возможно, Салтовская крепость, которая ,видимо, была центром политики каганата в северных землях, была разгромлена именно во время этих походов.

МОГИЛЬНИКИ САЛТОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В настоящее время известно несколько типов погребений, которые связывают с памятниками салтовской культуры.

Первый из них – это катакомбные захоронения в верхнем течении Северского Донца и на Северном Кавказе (Верхнесалтовский, Дмитриевский, Балта, Чми и др.). Исследователи связывают их с аланским населением Хазарского каганата.

Могильники с трупоположениями в прямоугольных грунтовых ямах (Нетайловский, возле с. Красная Горка и с. Червоная Гусаровка), отождествляемые с болгарским тюркским этносом, относятся ко второму типу.

Известны также погребения, совершаемые по обряду кремации в урнах или простых ямах (у с. Сухая Гомольша, с. Красная Горка и с. Новопокровка). По поводу этнической принадлежности этой группы памятников в настоящее время исследователями ведутся споры и единого мнения не существует.

В степной части распространения салтовской культуры известны подкурганные захоронения с ровиком, которые археологи связывают с собственно хазарами.

На территории Харьковщины представлены все типы захоронений кроме последнего.

Без сомнения, изучение могильников салтовской культуры является одним из перспективных направлений в археологических исследованиях нашего края.

МУЗЕЙ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ СЛОБОДСКОЙ УКРАИНЫ ХАРЬКОВСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА им. В.Н. КАРАЗИНА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Музей археологии и этнографии Слободской Украины, существующий при Харьковском национальном университете им. В.Н. Каразина, почти ровесник самого университета. Свою историю он ведет с 1807 г., когда при университете был создан кабинет редкостей. В том же году в него поступили артефакты и другие предметы древности, привезенные из Ольвии и Воронежской губернии. Примерно в тоже время доктором Ландбадом в кабинет редкостей была пожертвована этнографическая коллекция, собранная им во время первой русской кругосветной экспедиции в 1803-06 гг. под руководством И.Ф. Крузенштерна. Однако коллекция кабинета редкостей на протяжении довольного длительного периода пополнялась крайне медленно. Так, в 1835 г. она насчитывала всего 103 экспоната.

В 1837 г. при Харьковском университете был создан Музей изящных искусств и древностей, куда были переданы коллекции разных кабинетов, в том числе кабинета древностей и мюнцкабинета. Однако, на протяжении всего ХIХ в. коллекция пополнялась медленно и спорадически, в основном за счет пожертвований. Такое положение определялось тем, что планомерных археологических раскопок в этот период практически не проводилось. Кроме того, многие артефакты передавались и хранились в геологическом кабинете университета.

В ходе подготовки и проведения в Харькове ХП Археологического съезда на территории края были развернуты масштабные исследования. Раскопки проводили в это время как харьковчане (Е.П. Трифильев, А.М. Покровский, Д.И. Багалей, В.А. Бабенко и др.), так и иногородние (В.А. Городцов, П.С. Уварова и др.). находки этих экспедиций, а также древности из частных коллекций были представлены на выставке ХП Археологического съезда, большая часть этих предметов поступила в Музей изящных искусств и древностей, что дало возможность создать при нем отдел древностей. Эта коллекция и артефакты из раскопок археологов Харьковского университета последующих лет, послужили основой созданному при этом учебном заведении в 1919 г. Археологического музея. С момента создания и до 1936 г. директором музея являлся А.С. Федоровский, один из ведущих украинских археологов 20-30-х гг. ХХ в. В 1920 г., в связи с ликвидацией Харьковского университета, Археологический музей получил статус городского. В 1933 г., с восстановлением Харьковского университета, Археологический музей вошел в состав исторического факультета. После А.С. Федоровского, до начала Великой Отечественной войны директором музея был его ученик – И.Н. Луцкевич. В результате проведения планомерных археологических разведок и раскопок харьковскими исследователями в 20-30-х гг., коллекция Археологического музея выросла почти до 200 тыс. экспонатов. О значимости этих материалов может говорить тот факт, что кроме местных ученых ими пользовались такие известные археологи как Б.В. Фармаковский, А.А. Спицын, М.Я. Рудинский и др. В музее хранилась и нумизматическая коллекция, в которой насчитывалось около 40 тыс. монет и медалей.

В годы оккупации Харькова коллекции Археологического музея были почти полностью разграблены или уничтожены. Пополняться коллекция, или вернее сказать, создаваться заново, начала благодаря раскопкам С.А. Семенова-Зусера. В последующее время исследованием археологических памятников занимались такие ученые Харьковского университета как Б.А. Шрамко, К.Э. Гриневич, В.И. Кадеев, В.К. Михеев, В.А. Латышева, Б.П. Зайцев, В.П. Андриенко, А.К. Дегтярь, А.Г. Дяченко, Ю.В. Буйнов, С.И. Береснев, А.В. Крыганов и др. В результате чего в музее образовались значительные коллекции предметов бронзового века, скифской эпохи, античного времени, черняховской и салтовской культур и т.д. В послевоенные годы музеем заведовали В.И. Кадеев (1953-59 гг.), Б.П. Зайцев (1959-64 гг.), В.П. Андриенко (1964-71 гг.), А.К. Дегтярь (1971-98 гг.).

Однако до последнего времени музей не имел официального статуса. Лишь в 1998 г., согласно приказу ректора, при Харьковском университете создан Музей археологии и этнографии Слободской Украины (МАЭСУ). В настоящее время в штате Музея состоит шесть человек:

Скирда В.В., кандидат исторических наук, - директор музея,

Дегтярь А.К. - главный хранитель,

Крупа Т.Н. - младший научный сотрудник,

И три старших лаборанта: Степаненко В.В. (фотограф), Чернигова Н.В. и Усанов С.А.

Сотрудники Музея проводят широкую научную работу.

В.В. Скирда - занимается археологией I тысячелетия нашей эры, с 1990 по 1997 гг. принимал участие в раскопках могильников салтовской культуры (Красная горка, Червоная Гусаровка), в настоящее время - исследует памятники черняховской культуры (П-V вв.), является специалистом в сфере истории археологических исследований ученных Харьковского университета.

Н.В. Чернигова - специалист в области средневековой археологии - салтовской культуры. В настоящее время она проводит широкие археологические исследования на территории Верхнесалтовского городища с 1997 г., являясь начальником археологической экспедиции ХНУ.

Сферой научных интересов Т.Н. Крупы является быт и культура античности, история моды, вопрос изучения и сохранения археологической органики (например, текстиля и кожи), история древнего мира и античная археология. В настоящее время она является заместителем начальника археологической экспедиции "Цитадель" в Херсонесе Таврическом (г. Севастополь).

А.К. Дегтярь до настоящего времени уделяет внимание археологической науке, принимая участие в изучении памятников скифского времени на территории области.

В.В. Степаненко - фотограф-археолог с более чем 30-летним стажем работы.

К научно-просветительской работе Музея следует отнести деятельность Научного семинара им. проф. А.С. Федоровского, созданного в ноябре 2000 г. по инициативе директора музея В.В. Скирды и доцента исторического факультета ХНУ им. В.Н. Каразина М.В. Любичева. Заседания семинара проводятся один раз в месяц. В работе семинара принимают участие сотрудники МАЭСУ (В.В. Скирда, А.К. Дегтярь, Т.Н. Крупа, Н.В. Чернигова), студенты и преподаватели ХНУ им. В.Н. Каразина (доценты Ю.В. Буйнов и В.М. Любичев, студенты Д. Гречко, И. Заика и другие); зав отделом археологии Харьковского исторического музея В.С. Аксенов, сотрудник Дворца детского и юношеского творчества кандидат ист. наук И.Б. Шрамко и другие. На заседаниях семинаров обсуждаются разнообразные вопросы, стоящие перед нашей археологической наукой. За все время работы семинара были прочитаны и обговорены доклады на самые различные темы:

посвященные выявлению новых археологических памятников на территории Харьковщины (Д. Гречко);

изучению Рубежанского могильника салтовской культуры (А.С. Аксенов);

исследованию древнейших текстильных технологий (Т.Н. Крупа) и проч.

Научный семинар проф. А.С. Федоровского является открытым и приглашает для участия в работе всех интересующихся археологией.

За последнее время своего существования силами сотрудников Музея и при помощи исторического факультета университета проведено около десяти выставок.

С момента создания МАЭСУ продолжает пополняться его археологическая коллекция (раскопки М.В. Любичева, В.В. Скирды, Н.В. Черниговой) и заложена основа этнографической коллекции, значительную часть которой составили материалы, переданные В.Н. Осадчей.

На материалах Музея написано более десятка кандидатских и докторских диссертаций, несколько сотен научных работ – статей и монографий.

САЛТОВСКАЯ КУЛЬТУРА В ФОНДАХ МУЗЕЯ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ СЛОБОДСКОЙ УКРАИНЫ ХАРЬКОВСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА им. В.Н. КАРАЗИНА

Широкие археологические исследования памятников салтовской культуры начались в послевоенный период. В конце 40-х годов профессор С.А. Семенов-Зусер проводил раскопки катакомбного могильника у села Верхний Салтов. В результате раскопок в фонды музея поступило значительное количество находок. В основном это были бусы, различные бляшки от одежды, украшения головных уборов и поясов, всего около 200 экземпляров. Кроме этого были предметы вооружения, конского снаряжения: сабли, наконечники копий и стрел, удила и стремена. Была получена большая серия черепов.

Кроме раскопок могильника С.А. Семенов-Зусер проводил раскопки Верхнесалтовского городища, откуда была получена большая масса фрагментов керамики и различных предметов быта.

После долгого перерыва, в начале 60-х гг. ХХ в., исследования памятников салтовской культуры возобновились. Была создана Средневековая экспедиция под руководством В.К. Михеева. С 1963 г. экспедиция начала проводить раскопки городища и посада у с. Маяки Донецкой области. За пять лет раскопок был добыт материал, позволяющий судить обо всех сторонах жизни населения этого памятника. В фонды музея поступила масса изделий из железа: орудия труда земледельцев (серпы, наральники, плужные ножи и др.); предметы вооружения и конского снаряжения, масса фрагментов керамики. Всего за годы раскопок было добыть более 1,5 тыс. предметов.

В 1969 г. археологические исследования были начаты возле с. Сухая Гомольша. Исследовались городище и селище. С 1973 г. и по 1981 г. исследования расширились в связи с открытием могильника с обрядом трупоположения. В фондах музея коллекция из раскопок этого памятника самая крупная. Она насчитывает более 2 тыс. экспонатов.

В 1971-72 гг. этой же экспедицией были проведены не большие раскопки Сидоровского и Теплинского городищ в Донецкой области. Материалы этих раскопок также хранятся в фондах Музея археологии и этнографии Слободской Украины.

С 1984 г. были начаты раскопки могильника у с. Красная Горка, которые продолжаются до настоящего времени. В результате раскопок в фонды музея поступило около 3 тыс. предметов.

В фондах музея хранятся также материалы раскопок других памятников салтовской культуры.

Всего фонды Музея археологии и этнографии Слободской Украины Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина насчитывают около 10 тыс. предметов, обнаруженных в результате исследования памятников салтовской культуры.

Коллекция артефактов салтовской культуры, хранящихся в Музея археологии и этнографии Слободской Украины Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина является одной из самых крупных подобных коллекций не только в Украине, но и в мире.



Джерело: http://www-maesu.univer.kharkov.ua/expos/saltov/text.html
Категория: Достопримечательности | Додав: volchansk (24-04-2006) | Автор: ДЕГТЯРЬ А.К., КРУПА Т.Н., СКИРДА В.
Переглядів: 7170 | Рейтинг: 4.1/11 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Реєстрація | вхід ]
Категорії каталога
История--ххх [108]
Туризм [65]
Достопримечательности [53]
Творчество [33]
Инфо, цифры, факты [77]
справочники, информация
Известные земляки [22]
Волчанцы всех стран соединяйтесь! [14]
Прочее [25]
СОБЫТИЯ [5]
Официоз [54]
Информация официальных органов, пресс-релизы
WOLF-ZONA [3]
Верхний Салтов: Гений Места [70]
ОТДЫХ НА ПЕЧЕНЕЖСКОМ ВОДОХРАНИЛИЩЕ [98]
ИСТОРИЯ>>> [2]
Коммерция [4]
Реклама, прайсы, объявления
Міні-чат
Опитування
Какие материалы Вы искали на нашем сайте?

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 435
Друзі сайту

наша кнопка
Волчанск (Украина) - сайт земляков

Статистика

Онлайн всього: 1
Гості: 1
Користувачі: 0
Copyright "Bank e-Day" © 2024