Возле райсельхозтехники на пьедестале, стилизовано изображающем серп и молот, установлен допотопный трактор
У него есть имя – модель У-2 (звучит почти так же, как название истребителя авиаконструктора Уточкина). А расшифровывалось это имя так: "Универсал-2". Почему "Универсал" – практически все полевые работы мог выполнять этот небольшой на вид двухтонный труженик, – на нём пахали, сеяли, боронили и т.д. Почему "2" – впереди у трактора было два колеса (существовала ещё модель У-1, тоже трактор первых пятилеток, но с "одним" передним ведущим колесом, точнее сказать со сближенными передними колесами — приспособленными для междурядной
обработки высокостебельных культур - подсолнечника,
кукурузы, но об этом ниже).
Этот экземпляр трактора У-2 был доставлен в Волчанск с Владимирского тракторного завода в 1947 году. Наверное, очень удивлялся ему крестьянин, – колхозная жизнь тогда только налаживалась после войны. И У-2 со своими металлическими
колесами со шпорами, действительно был диковинкой (колеса с пневматическими шинами впервые
в СССР были установлены уже на его младшего брата - модификацию У-4). Он степенно пыхтел карбюраторным двигателем, который тракторист заправлял обыкновенным керосином.Старики настороженно принюхивались к керосиновой гари, синим облачком плывшей за трактором, и недоверчиво качали головами, – небось, будет пшеница керосином-то отдавать. Но они ошибались. Пшеница в уборку, которую впервые в своей механической жизни проводил У-2, совсем не пахла керосином, зато работал У-2 безотказно. Бывший фронтовик Иван Степанович Стрельцов работал на нем с 1947 по 1968 год в колхозе «Октябрь». За 21 год бесперебойной работи трактор ни разу не был в капитальном ремонте. Эти машины в то время считались первоклассными из-за дешевизны
и простоты в обслуживании. Трактор прожил очень долгую, многотрудную жизнь, вплоть до конца 60-х годов, когда в
колхозе, уже носившем название "Октябрь", было много единиц техники. Увидев новые модели своих собратьев трактор немного загрустил, он понимал – время бежит стремительно, и скоро он просто станет не нужен людям, которым так долго служил верой и правдой.
Он был прав, но он же… и ошибался.
Когда на мехтоке заменили устаревшую технику, "старичка" списали "на пенсию". Трактор стоял на приколе. Теперь он действительно стал не нужен – так, списанная железка. И Иван Степанович тоже вздыхал. После того, как списали за старостью его любимца У-2, он чувствовал, что из жизни его ушло что-то очень дорогое.
А время летело без остановки. В 1973 году созрела мысль увековечить память всех тех механизаторов, которые сменили воинскую профессию на мирное ремесло хлебороба. Собственно, вариантов других и не было, – было решено воздвигнуть на постамент У-2. Поставить трактор на вечную стоянку. Чтобы знали потомки историю не по рассказам, а наглядно.
У-2 подъехал к постаменту. Последний раз слили из двигателя горючее, масло. Застропили У-2 и бережно перенесли его краном на постамент сооруженый в виде серпа и молота, тогдашнего символа союза рабочих и крестьян. Грянул Гимн Советского Союза. И застыли в почётном карауле ветераны, молодёжь…
Но и на этот раз не суждено было навсегда застыть в вечной славе У-2! Суждено еще было ему разок пришпорить скромный табун из 22 керосиновых лошадок под капотом.
Почти через десятилетие после возвеличивания, в 1982 году наш старичек, рыча вовсю мотором использовался как действующий экспонат для съемок фильма-мелодрамы «Еще до войны» (по мотивам одноименного произведения Виля Липатова, режисера Бориса Савченко) на киностудии имени Довженко. Более пяти минут в начале второй серии красуется железный конь в кадре (в кадре два трактора, У-2 управляет девушка-механизатор).
Не обошлось и без киноляпов - ведь действия фильма происходят за два года до войны, а У-2 выпускался позже, с 1944 по 1955 гг. У-2 был модификацией пропашного трактора "Универсал" с расставленными передними колесами, (приспособленными для междурядной
обработки сахарной свеклы и других низкостебельных пропашных культур) пришедшей на смену трактору У-1, выпускавшемуся до этого на Ленинградском заводе «Красный Путиловец» с 1934 по 1940 гг. У-1 был разработан в начале 30-х годов для механизации трудоемких работ по обработке
пропашных культур. За основу
конструкции был взят трактор "Фармол" американской компании "Интернешнл
Харвестер. В конструкцию прототипа были внесены изменения:
использованы комплектующие и материалы отечественного производства,
применены новая методика расчета и технология изготовления зубчатых
зацеплений, для обработки низкостебельных пропашных культур разработан
передний двухколесный мост оригинальной конструкции. Трактор имел
увеличенный просвет, узкие колеса и колею, соответствующую размерам
большинства принятых для пропашных культур междурядий. Силовой агрегат
— керосиновый карбюраторный двигатель. В качестве дополнительного
оборудования на трактор мог быть установлен кривошипный подъемник для
навесных культиваторов и других орудий, а с 1950 года, впервые в СССР,
тракторы по заказу комплектовались гидравлическими подъемниками для
навесных сельскохозяйственных орудий. По многим элементам конструкции
трактор "Универсал" аналогичен трактору СХТЗ-15/30. Выпуском
трактора "Универсал" в советском тракторостроении было начато новое
направление — производство пропашных тракторов.
В конце февраля 1943 года в ходе второй мировой войны было принято решение о создании завода во Владимире.
Его строительство стало по праву трудовым народным подвигом в суровое военное время. В июле 1944 года были собраны первые тракторы «У-2», эта модификация стала первым трактором Владимирского тракторного завода. К весне следующего года завершилось строительство первой очереди предприятия и были изготовлены 500 тракторов, 24 апреля 1945 года принято решение считать днем рождения завода ВТЗ. Первые десять лет на ВТЗ выпускались тракторы «Универсал» по документации Кировского завода.
|