Географически райцентр Волчанск расположен всего-то на расстоянии чуть более семидесяти километров на северо-восток от Харькова. Есть в нем и одноименная железнодорожная станция, но добираться в этот городок поездом из «первой столицы» весьма проблематично. Можно ехать двумя маршрутами – либо через «зарубежье» (Белгород), либо через Купянск. В обоих случаях нужно совершить несколько пересадок и затратить не менее десяти-двенадцати часов на поездку. Поэтому жители Волчанска для поездок в областной центр пользуются автотранспортным сообщением. Тем, наверное, интереснее будет узнать историю этого края и железнодорожной станции. Когда-то недалеко от современного Волчанска пролегал Муравский шлях, который известен из летописи как главный торговый путь из Крыма на Русь. В 1674 году белгородский воевода Ромадановский получил приказ от царя Алексея Михайловича основать поселение на Волчьих Водах (так называлась эта местность от обилия серых хищников). Осмотрев угодья, воевода выбрал наиболее удобное место для слободы на правом берегу реки под меловой горой. В 1688 году, после пожара и татарского набега, жители слободы переселились на левый берег Волчьих Вод. Люди занимались хозяйственной деятельностью, селение Волчье постепенно разрасталось. В 1780 году оно приобрело статус уездного города Харьковского наместничества и было переименовано в Волчанск. Заметный след в истории города оставил 1896год, когда через Волчанск проложили железную дорогу из Белгорода наДонбасс. Появление железнодорожной станции способствовало оживлениюхозяйственной деятельности в городке, росту многих перерабатывающихсельхозпродукцию предприятий. Особенно бурными темпами Волчанск развивался в 20-е годы прошлого века. Здесь вступили в строй фабрики по производству платков, детской обуви, ткацкая, инкубаторная станция, развивались медицина, образование, культура. Между прочим, в разное время Волчанщина «поставляла» стране выдающихся личностей. Среди них председатель Волчанской земской управы Василий Колокольцев, при котором в 1910 – 1913 годы уезд по темпам благоустройства, развития образования и культуры занял второе место в Российской империи. Тут жил и работал Константин Тренев – известный писатель-драматург, автор драмы «Любовь Яровая». Волчанск стал родиной для писателей Олеся Досвитнего (повести «Жебрачка», «В плавнях»); Степана Писаревского, автора юмористических баек; Ольги Джигурды, заслуженного врача УССР (автор книг «Теплоход «Кахетия», «Подземный госпиталь»); оперной певицы, народной артистки СССР Евгении Мирошниченко; архитектора Григория Харламова. Огромный ущерб нанесли городу гитлеровцы вгоды Великой Отечественной войны. Были разрушены все промышленные предприятия, железнодорожная станция, медицинские учреждения и другие важные объекты. Сразу после изгнания оккупантов волчанцы взялись за восстановление своего любимого города, и одной из первых заработала железная дорога. Исправно служит она и по сей день, несмотря на все пережитые трудности.
– Наша станция все время входила в состав Белгородского отделения, а после распада Союза, в 1992 году, её передали Купянской дирекции железнодорожных перевозок, – рассказывает начальник станции Елена Никоненко. – Теперь Волчанск – пограничная станция 3 класса, здесь находится пункт пропуска пассажиров с соответствующей контролирующей инфраструктурой. В ходу остался поезд сообщением Волчанск – Белгород и две пары пригородных поездов «Волчанск – Купянск». Благодаря автоматизированной системе «Экспресс» у нас можно приобрести билет в любую точку страны, так что выручка по пассажирским перевозкам за восемь месяцев составила 150% к уровню прошлого года, а в пригородном сообщении – 134%. На станции Волчанск ведется интенсивная грузовая работа. Семь подъездных путей к различным предприятиям обеспечивают стабильную погрузочную работу, самый «солидный» клиент – Волчанский маслоэкстракционный завод, который отправляет свою продукцию на экспорт. Ещё на станции грузят лес, зерно, металл, а выгружают в основном строительные материалы. План по грузовым операциям за восемь месяцев выполнен на 110%, а к уровню прошлого года – на 174%.
На фоне волчанских «казенных» построек железнодорожная станция смотрится эффектно, и её можно смело отнести к достопримечательностям города. После капитального ремонта под золотистый цвет отделаны фасады помещений, оконные рамы современной конструкции, крыша под новым «убором» издали похожа на гигантскую красную шапочку. Уютно после ремонта в билетной кассе и товарной конторе, в зале – удобные кресла для отдыха, на стене – справочная информация, установлен городской телефон. Всего на станции трудится двадцать четыре человека, из них 5 дежурных по станции, столько же составителей поездов и приемосдатчиков, пассажиров обслуживают 4 билетных кассира, а с клиентами работают 3 товарных кассира и уборщица. До 2001 года коллектив станции возглавлял В. И. Рогоза, удостоенный звания «Почетный железнодорожник», и сейчас он продолжает работать приемосдатчиком.Путевое хозяйство на станции обслуживает первый околоток ПЧ-16, возглавляемый дорожным мастером А. Т. Николенко, а «приписанные» к станции специалисты СЦБ и связи следят за исправностью приборов и устройств, обеспечивающих безопасность движения.
Джерело: http://www.pz.gov.ua/140years/pzs/letter.php?id=52 |