200-летие Николая Гоголя отметили с размахом и в Украине, и в России. Более того, к этой дате режиссер Владимир Бортко даже приурочил премьеру своего фильма «Тарас Бульба» в Москве. Но, как выяснил корреспондент «ВХ», у знаменитого писателя намного теснее были связи с Харьковом, чем с российской столицей…
Личные вещи Гоголя потерялись — Вопрос «Бывал ли Николай Гоголь лично в Харькове» до сих пор остается открытым, вдохновляющим исследователей, — признается главный библиотекарь отдела украиники ХГНБ им. В.Г. Короленко, один из авторов краеведческого виртуального проекта «Гоголь и Харьковщина» Елена Дмитриева. — Но точно удалось установить факт его пребывания на территории современной Харьковской области.
Известно доподлинно, что в мае 1851 года он гостил у своей двоюродной сестры Марии Синельниковой в селе Власовка Полтавской губернии (сегодня относится к Харьковской области). В то время Николай Гоголь пребывал уже в достаточно болезненном и депрессивном состоянии. И в одном из писем Мария Синельникова писала: «В 1851 году приехал к нам в село, где я живу с тетей (со стороны отца), и прожил с нами восемь дней и все время был веселый и спокойный. Я радовалась в душе, глядя на него. Его сопровождали мать и меньшая сестра, и у нас он распрощался с нами и с ними на долгую разлуку...»
Премьера "Тараса Бульбы": украинские националисты в ярости, Жириновский в восторге — Конечно, одно пребывание писателя на харьковской земле — не так уж и много. И все же Николая Васильевича связывало с нашим городом очень многое: родственники, друзья, исторические или культурные события, — уверена Елена Николаевна. — К примеру, дед писателя по материнской линии, отставной военный Иван Косяровский на рубеже 18-го и 19-го веков работал в Харькове почтмейстером, а в 1803 году был переведен в Полтавскую губернию.
Здесь же, в Харькове, долгое время жила его родная племянница Анна Быкова, которая более 25 лет заведовала Харьковским городским художественно-промышленным музеем. В начале XX века в ее личной коллекции хранилась не только обширная переписка со знаменитыми российскими художниками, но и ценные реликвии, оставшиеся от дяди — Евангелие на французском языке и настольная книга писателя. Эти вещи Анна Быкова собиралась передать в дар городу, но сегодня их судьба неизвестна.
Своего учителя сделал героем «Мертвых душ»
Немало друзей юности Гоголь приобрел именно в Харькове.
— Одним из его самых близких приятелей всю жизнь оставался Александр Данилевский, который учился вместе с ним в Полтавском училище и Нежинской гимназии высших наук. Он не бросал писателя даже в самые тяжелые для него годы, — рассказывает заведующая экспозиционным отделом Харьковского литературного музея Ольга Резниченко.
Еще одним другом по учебе стал Иван Боровиковский, который в 1870 году, занимая должность редактора газеты «Харьковские губернские ведомости», опубликовал воспоминания о годах учебы вместе с Гоголем.
Из мемуаров друзей-гимназистов видно, что Гоголь преклонялся пред книгами — всю жизнь он читал только в белых перчатках. Когда при Нежинской гимназии создали библиотеку, заведовать ею назначили Николая, и он, прежде чем выдать какое-либо издание, обворачивал пальцы посетителей… бумагой.
— Любимым учителем Николая Гоголя в Нежинской гимназии был профессор Николай Белоусов, выпускник Харьковского университета, — добавляет Ольга Ивановна. — Специалисты считают, что именно Белоусов стал прототипом идеального учителя во втором томе «Мертвых душ». Более того, моральное очищение Российской империи Гоголь связывал с образами людей, проживающих на Слобожанщине.
У «Ревизора» нашелся двойник
А вот с современником и харьковчанином Григорием Квиткой-Основьяненко дружбы у Гоголя «не получилось». Так вышло, что этих двух классиков, воспевавших Украину, связал скандал. Одна из комедий Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы, или Суета в уездном городе», написанная в 1827 году, была напечатана только 13 лет спустя и оказалась очень похожей на гоголевского «Ревизора», с которым читатели познакомились раньше. Это дало повод для многочисленных попыток установления приоритета авторства.
— Там практически один и тот же сюжет о мошеннике, который приезжает и выдает себя за другого, — поясняет заведующая экспозиционным отделом литмузея. — Эти образы витали в воздухе, но Квитка-Основьяненко и Гоголь увидели их немного по-разному. В итоге была тяжба. Григорий Федорович вначале предъявил претензии к журналу, а потом писал и Николаю Васильевичу, хотел обсудить с ним это, чтобы его самого не считали плагиатором. По-моему, Гоголь не ответил.
Считается, что сюжет «Ревизора» был подарен Гоголю Александром Пушкиным. Но, по мнению Ольги Ивановны, при написании «Ревизора» писатель частично опирался и на собственный «опыт», потому что, пока не достиг успеха, сам был немного Хлестаковым. К примеру, он запросто мог писать домой, в Васильевку, письмо для маменьки с адреса… Александра Пушкина, рассказывает литературовед.
Харьковчанин вдохновил писателя на фольклор
Приехав в Санкт-Петербург, Николай Васильевич знакомится с уроженцем Волчанска Орестом Сомовым. Поэт-романтик, окончивший харьковский университет, в то время был дружен с Александром Пушкиным и вхож в высший свет.
— Прочитав поэзии и повести Ореста Сомова на тему украинской старины, Гоголь тоже обращается к бытовой тематике и фольклору, так как после первого литературного провала находился в поиске популярной тематики, — рассказывает Ольга Ивановна.
Кстати, именно благодаря любви к фольклору познакомились и подружились Гоголь и харьковский филолог-славист Измаил Срезневский. 6 марта 1834 года он писал Срезневскому: «Вы... сделали мне важную услугу изданием «Запорожской старины». Где выкопали вы столько сокровищ? Все думы, а особенно повести бандуристов ослепительно хороши».
По словам Елены Дмитриевой, литературоведы отмечают также влияние на Гоголя писателя, профессора Харьковского университета Петра Гулака-Артемовского: именно из его баек Николай Васильевич берет эпиграфы к своим произведениям либо использует имена героев.
Писатель стеснялся говорить на украинском
Известно, что у Гоголя была одна из богатейших коллекций украинских песен — более тысячи. Среди тех, кто помогал Гоголю их собирать, специалисты называют историка, этнографа и археолога Вадима Пассека, автора многих краеведческих материалов о Харьковщине.
— Кстати, герой повести Гоголя «Гетман» — тот самый мятежный атаман Яков Острянин, который после поражения восстания 1638 года отступил в Слободскую Украину и основал на ее землях Чугуев, — продолжает проводить аналогии Елена Николаевна. — А кульминационный момент в повести «Тарас Бульба» — убийство и проклятие отцом сына-предателя — исследователи считают очень похожим на эпизод, произошедший после Чугуевского бунта военных поселенцев в Харьковской губернии в 1819 г.
— После 1845 года в жизни Гоголя наступил переломный момент — он отстранился от писательства и почувствовал в себе миссию проповедника, религиозного деятеля, — рассказывает Ольга Ивановна. — Говорят, что душа Гоголя сильно «поседела» после нападок «неистового Виссариона» (так называли критика Белинского). Особенно когда тот заклеймил «Выбранные места из переписки с друзьями» писателя, назвав их «абсолютно бездарной книжкой с кучей грамматических ошибок».
По мнению Ольги Резниченко, феномен Гоголя актуален и сегодня. Все так же многие украинцы стремятся уехать в Москву или Санкт-Пербург, чтобы достичь успеха, и стесняются говорить на родном языке, как в свое время это было присуще классику.
— Перед смертью Николай Гоголь хотел вернуться в Украину и построить дом в Сорочинцах. Даже набросал эскиз, где себе отвел три комнаты. Купил дубовый лес и шкаф для книг, — рассказывает Ольга Ивановна. — Но не успел — умер в Москве в 1852 году.
Когда он сжег свой второй том «Мертвых душ», то начал поститься, так как считал, что тогда им овладел злой дух. После сожжения рукописи Гоголь лежал и 12 дней ничего не ел и не пил. При этом московские доктора лечили его весьма своеобразно — поливали холодной водой и ставили на нос пиявки…