Quote ("Из записок дочери, Сюзанны Львовны Богдановой") |
родилась 21.02.1909г. на Украине в городе Волчанске, в семье инженера-железнодорожника Гавриила Николаевича Снежко-Блоцкого. После внезапной смерти отца старшие дети, уже «вставшие на ноги», взяли младших на воспитание. Шурочка, как ее всегда звали, с малых лет росла в семье своей старшей сестры Лидии Гавриловны и ее мужа Яна Станиславовича Ольшамовских, которые были ее опекунами. Вскоре семья с Украины переехала в город Шатуру. Там Шурочка оканчивала школу-семилетку и одновременно работала помощницей библиотекаря в местном клубе. В этой библиотеке она и получила свое настоящее образование. Вся драматургия русская и европейская ей была знакома. Она знала множество сказочных сюжетов, кочующих из одного эпоса в другой, всю жизнь собирала сказочную литературу. Всё это пригодилось позднее в работе над сценариями мультипликационных фильмов, которые она любила писать сама. Любовь и способности к рисованию мама обнаружила с детства. Она была прекрасным художником и в редкие свободные дни всегда брала в руки кисти и писала маслом этюды на природе, портреты маленькой дочери (мои) или близких ей людей, а этюдами частенько расплачивалась за снятую комнатку на даче. В 1934 году Снежко-Блоцкая поступила на студию «Межрабпомфильм» в цех рисованного фильма. Там в первом составе художников возникло великое братство единомышленников, в котором до седых волос все оставались Володьками, Лёвками, Зиночками и Валями, а она навсегда и для всех была Шурочкой Снежко-Блоцкой… В основу сценария мама чаще всего брала сказку. Она считала, что для ребенка важно, чтобы в сказочном сюжете был процесс созидания, добро побеждало зло, а лжец и лентяй был наказан. Чувство стиля и хорошего вкуса отличали Снежко-Блоцкую во всём – в творчестве, в умении хорошо выглядеть, элегантно и в то же время просто одеваться. Она прекрасно шила и себе и мне, ночами, как Золушка, не глядя ни в модные журналы, ни в выкройки… Замечательные артисты московских театров с огромным удовольствием за небольшое вознаграждение озвучивали героев ее мультипликационных фильмов. Она искала «голос» для конюшего в «Коньке-Горбунке» и нашла его в театре имени Ермоловой. К ее удивлению, актер, игравший глубокого старика, оказался молодым обаятельным человеком. С тех пор голос Георгия Вицина звучал почти в каждом мультфильме. Мама дружила со многими актерами, но особенно тепло с Валентиной Сперантовой и Вициным. Ее фильмы получили награды на международных фестивалях, где сама она, к сожалению, так и не побывала. Снежко-Блоцкая и ее коллеги считали себя счастливым поколением, создавшим искусство высокого стиля, подарившим детям и взрослым великую магию гуманной русской мультипликации. |
Александра Гавриловна Снежко-Блоцкая училась в студии живописи при Архитектурно-строительном институте у Ивана Рерберга и в Центральной студии живописи и графики у Ильи Машкова. До прихода в кино была чертежником-конструктором в строительных организациях. В 1932 году начала творческую деятельность в киножурнале «Союзкинохроника» как художник-оформитель.
Затем на студиях «Межрабпомфильм» и «Мосфильм» качестве аниматора работала над фильмами «Клякса в Арктике» (1934), «Квартет» (1935), «Клякса-парикмахер» (1935). В 1936-м пришла на киностудию «Союзмультфильм».
Прежде чем перейти к самостоятельной режиссуре, работала художником-мультипликатором, художником, ассистентом режиссера, вторым режиссером. Особенно плодотворным было ее творческое содружество с Иваном Ивановым-Вано. Снежко-Блоцкая участвовала в создании картин «Храбрый заяц» (1937), «Ивась» (1940), «Телефон» (1943), «Зимняя сказка» (1944), «Конёк-Горбунок» (1947), «Снегурочка» (1952) и других. Иногда выступала и как соавтор сценария.
В 1956 году с режиссером Владимиром Полковниковым сняла один из лучших рисованных мультфильмов «Заколдованный мальчик» по сказке шведской писательницы Сельмы Лагерлёф. Создатели картины рассказали о необыкновенных приключениях Нильса с дикими гусями поэтично, с теплым юмором и забавными трюками. Характеры всех героев показаны в развитии, каждый жест персонажей лаконичен. Среди других достоинств фильма – прекрасная передача шведской природы, архитектуры, глубина пейзажей, яркая гамма красок.
Затем последовали: экранизация русской народной сказки «Верлиока» (1957), литовская сказка «Янтарный замок» (1959), бирманская народная сказка «Дракон» (1961; приз «Чёрный лотос» на II МКФ в Дели), казахская сказка «Чудесный сад» (1962), чукотская сказка «Дочь Солнца» (1964), экранизации Редьярда Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» (1965) и «Кот, который гулял сам по себе» (1968).
В 1958 году Александра Снежко-Блоцкая обратилась к революционной теме – сняла героико-романтическую «Сказку о Мальчише-Кибальчише» по произведению Аркадия Гайдара. В непривычной для режиссера манере была решена экранизация повести Валерия Медведева «Баранкин, будь человеком!» (1963; приз и Бронзовая медаль XV МКФ в Венеции), художник – Ильдар Урманче.
В 1967 году Снежко-Блоцкая изящно перенесла на экран «Сказку о Золотом петушке». Художник Виктор Никитин насытил знаменитый сюжет А. С. Пушкина о разрушающей силе красоты и глупости колоритными персонажами и остроумными находками. Самыми яркими героями, как и следовало ожидать, оказались женственная, таинственная и весьма эротичная Шемаханская царица и старый царь Додон. В фильме он был длинным и костлявым, как Дон Кихот. Особый колорит придал ему голос актера Алексея Грибова. Сцена обольщения девицы, когда старик пытался исполнить современный танец, а потом запевал: «Век тебя любить я буду, никогда не па-за-буду!..», стала несомненной удачей фильма.
Широко известен цикл фильмов Александры Снежко-Блоцкой по мифам древней Греции. В содружестве с художником Александром Трусовым они представили зрителям свое видение богов, античных героев, медуз, Минотавра и других до этого времени непривычных для зрителя персонажей. В этом жанре Снежко-Блоцкая тоже стала первооткрывателем и успела снять пять картин: «Возвращение с Олимпа» (1969), «Лабиринт» (1971), «Аргонавты» (1972), «Персей» (1973), «Прометей» (1974).
Сергей Капков