Меню сайта
Форма вхіда
Міні чат
ХТО НА ФОРУМІ?
Сегодня были:
{IF}
ТОП ФОРУМОВ
{ENDIF}{IF}
Фотоальбоми
{ENDIF} {IF}
Сервисы
{ENDIF} {IF}
Пошук на форумі
 
{ENDIF} {IF}
-----
{ENDIF}
ВОВЧ@НСЬК Нд, 24-11-2024, 10:15
Вітаю Вас Гость | RSS
Что здесь изображено?
 

[Нові дописи · Участники · Правила форума · Пошук · RSS ]
  • Сторінка 1 з 1
  • 1
Модератор форуму: bes-kh  
Воспоминания С.Д.Боткина.
bes-kh Дата: Сб, 13-01-2007, 21:55 | Допис # 1
Лейтенант
Україна
Група: Модератори
Дописи: 521
Статус: Offline
Тихий Хутор и Таволжанка.
Quote
Выдержав весной 1892-го года государственный экзамен по первой степени, я только тогда мог окончательно выяснить, что я не подлежу воинской повинности и поэтому мне приходилось избрать род моей дальнейшей .деятельности.
За последние года я проводил летние месяцы в Тихом Хуторе, имении, унаследованном нами от моей матери. Это была большая усадьба Волчанского уезда Харьковской губернии.
Прилегающая к ней земля и лес в 4-х верстах были сданы в аренду нашему общему со всей семьей Таволжанскому предприятию, которое находилось в 15-ти верстах от Тихого Хутора, так что оттуда я имел возможность принимать близкое участие в этом общем деле. Меня оно так заинтересовало, что я даже стремился стать во главе Ново-Таволжанского свеклосахарного завода и связанного с ним громадного (около 10 тысяч десятин) интенсивного сельскохозяйственного предприятия.
Меня смущало однако, что я был только в малых частях его хозяином.
Все дело, находившееся раньше во владении моего отца и дяди, Петра Петровича Боткина, разделилось на много частей и было превращено в Товарищество на паях и потому я не чувствовал себя достаточным хозяином.
В то же время мои петербургские друзья, с которыми я много путешествовал за границей, меня уговаривали поступить в Министерство Иностранных Дел, в котором они были на службе уже несколько лет. Я еще в студенческие годы имел случай общаться с иностранными дипломатами, и этот род службы меня интересовал.
В результате я согласился на уговоры приятелей, и мы с ними решили осенью встретиться в Биарицце для окончательного решения моей судьбы.
Пока что я предпочел быть свободным человеком и провести последнее лето в Тихом Хуторе.
Действительно это было последнее свободное пребывание в Малороссии. Впоследствии, уже на службе, я при первой возможности один, а потом с семьей, проводил отпуск в Таволжанке.
Об этих посещениях я хочу здесь вспомнить.
Чтобы иметь какое-нибудь формальное основание такому пребыванию и занятию делами, я устроился со своими родственниками совладельцами, обеспечив себе должность кандидата в директора Правления.
Поэтому я, приезжая хоть на короткое время в Таволжанку, мог быть в курсе всего дела и все, что пишу здесь, основываю на фактических данных.
Последний раз мы провели в Таволжанке два летних месяца в 1913-м году.
Усадьбу Тихий Хутор с вековым лесом и образцовым садоводством, со спеющим в Харьковской губ. виноградом, с парниковыми ананасами и т.п., мы продали моему дяде Михаилу Петровичу Боткину, где после его смерти его дочь, Екатерина Михайловна Энден всегда жила со своей семьей.
Эта усадьба была занята и разграблена большевиками в 1918-м году, и, когда через несколько месяцев владельцы во время добровольческой армии снова попали в свое имение, они нашли все разрушенным и громадные деревья в несколько обхватов срубленными.
Постановкой хозяйства в Таволжанке и его культурностью мне хочется похвастаться.
Организатором этого хозяйства был в свое время Ал. Ив. Иост, швейцарец по происхождению. До Таволжанки он был много лет управляющим у Фета в Воробьевке и своим продолжительным общением с Фетом, Толстым и другими посетителями Воробьевки приобрел соответствующую общую культуру, кроме своих специальных познаний.
После него Таволжанское хозяйство продолжало вестись в том же темпе, и мне хочется теперь в моих воспоминаниях запечатлеть хоть в коротких словах высокую культурность и интенсивность всего сельского хозяйства не только нашего имения, но и всего громадного свеклосахарного района.
Я имел возможность знакомить с Таволжанским хозяйством молодых иностранцев-воспитателей моего сына, приезжавших к нам в деревню на лето.
Вспоминаю одного из них, швейцарца. Мы ехали с ним в Таволжанку из-за границы через Петербург, Москву, Белгород до нашей станции Нежеполь. Он был поражен увидать культуру там, где он думал найти одно варварство и отсталость. В особенности удивлен он был постановкой самого хозяйства, которое на этой высоте не всегда можно было найти и в европейских имениях.
Севооборот в нашем имении был 9-типольный с самыми усовершенствованными машинами: сеялки рядовые и для некоторых посевов с минеральными удобрениями, жатки со сноповязалками; конечно, молотилки со всякими принадлежностями.
На обработку земли было обращено особое внимание, и пахота производилась согласно условиям данной почвы. В семенном хозяйстве была специальная опытная станция, а в свекловичных высадках соединенная с техническим определением сахаристости.
Все неудобные для культуры места, а таких у нас имелось много, засаживались мало-помалу соснами. В отдельных хуторах отведены были довольно обширные сады, засаженные яблонями, что было сравнительно новое предприятие, но уже давшее хорошие результаты.
Для получения возможно большего навоза было больше 200 стойл, куда периодически в течение зимы пригонялся скот для откармливания свеклосахарным жомом. Помещения для скота и свиней были с цементным полом со специальным стоком для жидкости, и все помещения освещались электричеством.
Опыты с тракторами были в те времена неудачны и поэтому временно (1914 г.) отставлены. Все хутора были соединены собственными телефонами.
Завод.
Сахарный завод в Таволжанке был приобретен фирмой Петра Боткина Сыновья в 1882-м году в полуразрушенном состоянии. В 1885-м году он был совершенно разобран и вновь выстроен с соблюдением новейших требований свеклосахарной промышленности.
Кроме удобного расположения при станции железной дороги, завод находился в довольно благоприятных условиях, имея рядом меловые залежи, чистую речную воду (Северский Донец) в достаточном количестве, песчаный участок земли, удобный для полей орошения, и, благодаря густо населенной местности, избыток рабочей силы.
Свекловицу завод получал частью из собственных или находящихся в долгосрочной аренде у Товарищества имений, а частью от плантаторов.
Посев свеклы производился исключительно семенами, отпускаемыми для этого заводом.
Школа.
В 1885-м году на средства владельцев завода была устроена церковно-приходская школа, которая в 1899-м году была преобразована в двухклассное министерское училище и в 1901-м году помещена в специально выстроенном для нее здании с водопроводом, электрическим освещением и водяным отоплением. Училище было обставлено мебелью и снабжено всеми необходимыми пособиями, а также имело библиотеку (около 1500 томов).
В училище обучались бесплатно и снабжались даровыми учебниками и пособиями как дети заводских служащих, мастеровых и рабочих, так и крестьянские дети из соседних селений.
Общее число учащихся в 1912-13 годах – 168 человек.
Оканчивающие курс ученья в большинстве случаев продолжали образование, поступая в сельскохозяйственные училища, учительские семинарии или в 4-ый класс гимназии.
Для учащихся устраивались летом образовательные экскурсии, большую часть расходов на которые принимало на себя Товарищество Боткиных.
Персонал преподавателей состоял из законоучителя, старшего учителя, двух учительниц и учителя гимнастики.
Больница.
В 1883-м году была построена больница и по мере развития своей деятельности постепенно увеличивалась пристройками и новыми постройками.
В 1913-м году здания больницы состояли из амбулатории с аптекой, собственно больницы на 12 кроватей, с двумя палатами (мужской и женской), двумя отдельными комнатами – родильной и изоляционной и, кроме того, операционной и перевязочной. Отдельно здания для заразных больных на 10 кроватей и покойницкая.
Кроме того, квартиры доктора, фельдшера, акушерки; прачечная, кухня и людская со всеми необходимыми службами.
Все помещения больницы, как равно и квартиры, принадлежащей, оборудованы водопроводом питьевой воды, ваннами и умывальниками с холодной и горячей водой.
На случай возникновения эпидемий, больница располагала еще госпитальной палаткой по типу, принятому «Красным Крестом», на 16 кроватей, с помещением для прислуги.
Прием в больницу как больных завода и имения, так и посторонних, – бесплатный, а также бесплатно производился прием амбулаторных больных с даровым отпуском им лекарств.
Штат больницы состоял из врача, фельдшера и фельдшерицы-акушерки с необходимым числом прислуги.
Содержание больницы обходилось Товариществу ежегодно до 15000 руб.
Страхование.
Начиная с 1898-ого года служащие, мастеровые и рабочие коллективно страховались от несчастных случаев. Страховка распространялась не только на лиц, принимающих непосредственное участие в работах по производству сахара, но также и на лиц, занятых при других вспомогательных работах, как то: в ремонтной мастерской, при добывании мыла, железнодорожном сообщении, на водяной мельнице и пр.
Казарма.
При заводе для рабочих имелось помещение – 2-хэтажное, кирпичное, крытое железом здание. В 1-м этаже – 2 столовых, 2 кухни и помещения для рабочих, рассчитанные на 160 железных кроватей. Кровати снабжены матрацами и суконными одеялами.
Во втором этаже запасные помещения для рабочих, и одно помещение со сценой приспособлено для кинематографа и спектаклей. Сеансы кинематографа ставились для служащих и рабочих каждую субботу; спектакли же местными любителями из служащих и рабочих 7-12 раз в год.
Для служащих при заводе имелось 15 семейных квартир от 2-х до 5-ти комнат с кухней.
Для старших и сторонних мастеровых имелось 12 семейных квартир от 1-ой до 2-х комнат с кухней. При всех квартирах были сараи для скота, погреба и прочие необходимые службы.
Все квартиры отапливались углем и дровами.
С 1895–ого года учреждена была для служащих, мастеровых и рабочих завода и имения вспомогательно-сберегательная касса.




Допис відредаговано bes-kh - Сб, 13-01-2007, 22:03
 
  • Сторінка 1 з 1
  • 1
Пошук:

Copyright "Bank e-Day" © 2024