воспоминания Эллы Грабовской о Волчанском детдоме для детей "врагов народа"
12 декабря нас повезли на вокзал. Это был день выборов в Верховный Совет. Была зима, но светило солнце, играла музыка, на улицах было празднично и торжественно, ходили нарядные люди. Нас посадили в поезд и куда-то повезли. Привезли в Харьков. Погода была холодная, шел дождь вместе со снегом. В Харькове была пересадка. Нас привезли в небольшой город Харьковской области Волчанск. Была ночь. Нашу группу человек в 30 (с нами были еще ребята из Симферополя и Керчи) встретил директор детского дома имени 8 Марта Леонтий Елисеевич Литвин.
Здесь мы прожили до сентября 1938 г. Ребята были там чуть ли не со всего Советского Союза: Севастополь, Симферополь, Керчь, Одесса, Одесская обл. (немцы), Смоленск, Киев, Москва, Минск, Харьков и др. Начали учиться в школе. Я - в 7 классе.
Мы были одинокими, никому не нужными, ничьими детьми. Где наша мама? За что арестовали нашего доброго, хорошего отца? Никто ничего нам не мог объяснить.
Приблизительно в начале 1938 г. мы получили два письма от мамы из Симферопольской тюрьмы. Она писала, что всех женщин из Севастополя должны куда-то отправлять. Их уже приговорили к 8 годам ссылки, но об этом она не писала. Нас в это время перевели из Волчанска в другой детдом - с. Гиевку Харьковской обл.