Меню сайта
Форма вхіда
Міні чат
ХТО НА ФОРУМІ?
Сегодня были:
{IF}
ТОП ФОРУМОВ
{ENDIF}{IF}
Фотоальбоми
{ENDIF} {IF}
Сервисы
{ENDIF} {IF}
Пошук на форумі
 
{ENDIF} {IF}
-----
{ENDIF}
ВОВЧ@НСЬК Нд, 24-11-2024, 10:32
Вітаю Вас Гость | RSS
Кто автор?
 

[Нові дописи · Участники · Правила форума · Пошук · RSS ]
  • Сторінка 1 з 1
  • 1
Модератор форуму: bes-kh  
546-й пехотный Волчанский полк
bes-kh Дата: Пт, 08-09-2006, 16:31 | Допис # 1
Лейтенант
Україна
Група: Модератори
Дописи: 521
Статус: Offline
Найдено упоминание о 546-м пехотном Волчанском полку.
7. 3. 549. Ф. 3079. 1916-1917 гг. 39 ед.хр.


 
Чугуев Дата: Вт, 31-10-2006, 02:57 | Допис # 2
Рядовой
Україна
Група: Перевірені
Дописи: 6
Статус: Offline
В течении второй половины ХІХ века ополченская повинность превратилась из общинной в личную, из сословной во всеобщую, из временной в постоянную. В зто время ополченню придавалось значение вспомогательной части вооруженных сил, в связи с чем ему уделялось мало внимання. Заботы правительства сосредоточились на реформе кадровой армии, обеспечении ее необходимьми материальными ресурсами и обученным запасом. Эта за­дача в основном была решена к началу 80-х годов. Опыт войны с Турцией в 1877—1878 годах, а еще более пример европейских стран, где многое было сделано для сближения кадрових войск с милиционными (ландвером, ландштурмом, гонведом и т. п.), показал необходимость радикального преобразования государственного ополчения. Правительством было сочтено целесообразным дать ему более полную организацию, образовывая из ополченских дружин и конных сотен крупные тактические единицы — полки, бригади, дивизии. Кроме того, из ополченцев решили формировать не только пехотные и кавалерийские части, но также артиллерийские и инженерные. Окончательно новая организация ополче­ння была закреплена в положении 1891 года. Согласно ему ополченские части при мобилизации должны были образовать 20 пехотных дивизий, 20 артиллерийских полков, 20 конных полков, 20 крепостных артиллерийских рот и 20 саперних — всего 400 ти­сяч человек. Ратники делились на два разряда. К первому относились отбившие срок действительной службы и запаса, а также получившие льготы по семейному положенню. Ко второму разряду относили лиц физически непригодных к военной службе и един­ственных сыновей в семье.
Накануне Первой мировой войны происходил рост численно­сти ополчения, и к ее началу оно насчитывало более шести милли­онов ратников. Это был главный резерв людских ресурсов для дей­ствующей армии.
Потребность в нем возникла прискорбно быстро. Стратегиче­ские просчеты Верховного командования, военно-техническая от­сталость России по сравнению с противниками оборачивалась для армии огромными человеческими жертвами. «За три с лишком месяца с начала кампании, — вспоминал генерал А. Брусилов, — большинство кадровых офицеров и солдат выбыло из строя, и оставались лишь небольшие кадры, которые приходилось спеш­но пополнять отвратительно обученными людьми, прибывшими из запасных полков и батальонов... С этого времени регулярный ха­рактер войск был утрачен и наша армия стала все больше и больше походить на плохо обученное милиционное войско». По подсче­там военного историка А. Керсновского, пехота за войну в среднем переменила свой людской состав шесть раз, а отдельные полки и дивизии — 10 раз и более. Уже в 1914 году под знамена было при­звано свыше миллиона ополченцев, в 1915 и 1916 годах цифры удваивались. Весной 1915 года пришлось приступить к формиро­ванию из ополченских дружин дивизий третьей очереди. Из-за не­хватки вооружения этот процесс затянулся, и новые дивизии начали прибывать на фронт лишь к концу года. Среди них 113-я пехотная дивизия в составе 449-го Харьковского, 450-го Змиевского, 451-го Пирятинского и 452-го Кролевецкого полков. Дивизия входила в состав 34-го армейского корпуса 7-й армии Юго-Западного фронта.
Первым полком в дивизии числился 449-й Харьковский. Он был сформирован в феврале 1916 года из трех дружин Харьковского ополчения и первоначально назывался «Первым формируемым полком». Собственное имя он получил 3 марта 1816 года. Командо­вал полком генерал Будзилович.
Образовавшие Харьковский полк ополченские дружины (№ 121, 122, 123) были мобилизованы еще в июле 1914 года и от­правлены на фронт в Галицию. В ноябре 1914 года им вручили зна­мена, судя по архивным документам, те самые, что остались от Харьковского ополчения 1855 года и хранились в кафедральном Успенском соборе. На протяжении 1914 и 1915 годах ратникам приходилось главным образом нести гарнизонную службу или заниматься строительством укреплений. Тем не менее им не раз довелось побывать под огнем противника и нести потери.
Новосформированный полк выступил на фронт в конце мая 1916 года и летом в составе дивизии участвовал в Брусиловском наступлении. Особенно памятными остались сентябрьские бои за высоту 399 «Лысоня» на подступах к местечку Бережаны в долине реки Золотая Липа. Полк начал атаку австрийских позиций утром 22 сентября. Несмотря на ураганный огонь вражеских девятидюймовых орудий и проволочные заграждения, к полудню были захвачены две линии окопов и взято более 200 пленных. Австрийцы непрерывно контратаковали. Харьковцы, потерявшие в ходе боя до 50% своего состава, вынуждены были оставить одну линию неприятельских окопов, но на второй закрепились и отбили все атаки. Утром следующего дня наступление было возобновлено, но вскоре стало ясно, что обескровленные роты ополченцев не в состоянии прорвать вражескую оборону. К четырем часам дни полк был сменен на позиции и выведен из боя. Боевая задача ока за лась выполненной лишь частично, трофеями харьковских ополченцев стали два офицера и 407 солдат противника.Накануне атаки на Лысоню полк насчитывал 1700 рядовых и 47 офицеров. За два дня непрерывного боя он потерял убитыми, ране­ными, пропавшими без вести 14 офицеров и 1020 ратников и был сведен в два батальона вместо трех. Вследствие этого в последую­щих атаках высоты полк не участвовал, а только поддерживал их огнем.
Любопытно, что в ходе сентябрьских боев в окрестностях Бережан был разгромлен и взят в плен легион Украинских Сичевых Стрельцов, сражавшийся в рядах австро-венгерской армии.
Многие офицеры и солдаты Харьковского полка удостоились наград, и не только российских. Георгиевский кавалер, младший унтер-офицер Демьян Муха был представлен к французской меда­ли, а рядовые Георгий Яковлев и Михаил Светущев получили медаль и звезду сербского ордена Карагеоргиевичей.
Во время Брусиловского наступления и позже, в дни июльской катастрофы 1917 года, рядом с Харьковским сражался второй полк дивизии — Змиевской, также укомплектованный харьковскими ополченцами.
В начале декабря 1916 года в армии появились первые дивизии 4-й очереди. Не имевшие артиллерии и состоявшие преимуще­ственно из ратников 2-го разряда, ранее в армии не служивших и не получивших ни военного воспитания, ни даже надлежащего военного обучения, эти дивизии, по мнению А. Керсновского, были «мертворожденными».
Приказом штаба Верховного главнокомандующего от 22 нояб­ря 1916 года Харьковская ополченческая бригада была развернута в дивизию, имена полков которой воскрешали в памяти названия уездных городков одноименной губернии: Ахтырский, Волчанский, Северодонецкий, Чугуевский. Дивизия получила номер 137 и направление на Северный фронт. Здесь война носила преимуще­ственно позиционный характер, чему в большей степени соответ­ствовали по своим невысоким боевым качествам ополченские час­ти. В их рядах оказалось немало дезертиров, отсталых, так называемых «халупников», «самострелов». Русский военный ученый генерал Н.Н. Головин подсчитал, что по сравнению с други­ми частями армии ополченцы давали наименьший процент крова­вых потерь и наибольший — пленных. Беспристрастные докумен­ты сохранили имена и героев, и малодушных. Рядовой 546-го Волчанского полка Леон Дудинский в ноябре 1916 года, находясь в разведке, перебежал к немцам. Месяц спустя рядовой того же полка Викентий Яблонский, также в разведке «под огнем, встав, бросил бомбу в неприятельский пикет» и был награжден за свой поступок Георгиевским крестом. Краткая история 137-й дивизии не отмече­на ни славными делами, ни громкими победами.
В феврале 1917 года пришла «великая и бескровная» с Приказом № 1 и «Декларацией прав солдата», комитетами, митингами и бра­таниями. Началась агония армии. «Солдат решил, что раз царя не стало, то не стало и царской службы и царскому делу — войне — наступил конец... Офицер, призывавший солдата защищать Родину, становился ему подозрителен. Раз была объявлена «свобода», то кто имел право заставлять его, солдата, проливать свою кровь на фрон­те, когда в тылу рабочие провозгласили восьмичасовой трудовой день, а односельчане готовились поделить землю помещика». Ополченские части быстрее других теряли дисциплину и боеспо­собность. Последняя точка в их истории была поставлена в начале 1918 года, когда по условиям Брестского мира демобилизовалась вся старая армия.

С.В. Потрашков. Харьковские полки. Три века истории - Х., 1998.

 
  • Сторінка 1 з 1
  • 1
Пошук:

Copyright "Bank e-Day" © 2024