В слободе Пассековка полностью сгорела Покровская церковь. Состоялось освящение нового иконостаса Троицкого собора. Проходила Зачатьевская ярмарка, которая в этом году была неудачна.
1889. - сент. ЗАСЕДАНИЕ Харьковского лесоохранительного комитета/. - Решено обязать государственных крестьян Волчанского уезда произвести искусственное облесение вырубленной площади в Быстрицком урочище (157 десятин 2050 квадратных саженей).
Закрыть и читать далее.
В г.Волчанске были популярны спектакли русско-малорусской труппы под управлением Вольского.
Уездным отделением епархиального училищного совета в городе открыта воскресная школа для взрослых. Волчанскому уездному земству выдана ссуда в 15000 руб. для приобретения участков у выселяющихся малоземельных крестьян. Открыто Александровское ремесленное училище. В Волчанском уезде немцы-колонисты скупают имения и земли. Опубликован очерк А.В.Десятова "История Волчанского земства за 25 лет."
1890. - янв. в г.Волчанске были популярны спектакли русско-малорусской труппы под управлением Вольского.
Уездным отделением епархиального училищного совета в городе открыта воскресная школа для взрослых. Активное участие в ее открытии принял местный протоиерей о.Арсений (Павлов) .
1890. - янв. Волчанскому уездному земству выдана ссуда в 15000 руб. для приобретения участков у выселяющихся малоземельных крестьян.
март Открыто Александровского ремесленного училища.
июль В Змиевском, Купянском, Волчанском уездах немцы-колонисты скупают имения и земли.
окт. Опубликован очерк А.В.Десятова "История Волчанского земства за 25 лет."
В г.Волчанске были популярны спектакли русско-малорусской труппы под управлением Вольского.
Уездным отделением епархиального училищного совета в городе открыта воскресная школа для взрослых. Волчанскому уездному земству выдана ссуда в 15000 руб. для приобретения участков у выселяющихся малоземельных крестьян. Открыто Александровское ремесленное училище. В Волчанском уезде немцы-колонисты скупают имения и земли. Опубликован очерк А.В.Десятова "История Волчанского земства за 25 лет."
1890. - янв. в г.Волчанске были популярны спектакли русско-малорусской труппы под управлением Вольского.
Уездным отделением епархиального училищного совета в городе открыта воскресная школа для взрослых. Активное участие в ее открытии принял местный протоиерей о.Арсений (Павлов) .
1890. - янв. Волчанскому уездному земству выдана ссуда в 15000 руб. для приобретения участков у выселяющихся малоземельных крестьян.
март Открыто Александровского ремесленного училища.
июль В Змиевском, Купянском, Волчанском уездах немцы-колонисты скупают имения и земли.
окт. Опубликован очерк А.В.Десятова "История Волчанского земства за 25 лет."
Козловский Валерий Мечиславович (17(30).11.1903–28.06.1980), художник, график, член Союза художников (1934). Участник Великой Отечественной войны. Уроженец г. Волчанск Харьковской губернии. В 1924–1928 гг. учился в Кубанском художественном техникуме (Краснодар), в 1928–1930 гг. – Киевском художественном институте. С 1932 г. жил в Воронеже. Один из организаторов и членов воронежского Товарищества «Художник». В начале 1950-х гг. являлся председателем правления Воронежского отделения Союза художников СССР. Автор тематических картин, портретов, книг, иллюстраций, политических карикатур во фронтовых газетах. Среди произведений: портрет И. В. Мичурина и серия рисунков «По мичуринским местам» (1933), «Освобождение Воронежа» (1936), «Колхозный праздник» (1941), «Из дальнего колхоза» (1954), «Домой пора» (1955). Еще при жизни он передал свои рукописные материалы в Государственный архив Воронежской области (фонд Р-1080). Частично его воспоминания о художественной жизни Воронежа 1930-х гг. были опубликованы в газете «Воронежский курьер» от 21 октября 1991 г. Некоторые работы В. М. Козловского хранятся в ВОКМ.
Подробная информация на данный момент отсутствует.
Бальцежан - поэт, прозаик, критик, литературовед, переводчик, в каждой из этих областей сделанное им весомо и важно. Самый молодой из «поколения 56», 1937 года рождения. Родился на Украине, в Волчанске под Харьковом, в Польшу приехал в 1946-м
Edward Balcerzan (13 paџdziernika 1937 Woіczaсsk koіo Charkowa) – poet, prozaik, krytyk literacki. prof. zw. dr hab. nauki filologiczne. Specjalności: teoria literatury ; teoria przekładu ; literatura polska XX w. ; filologia polska
Ukoсczyі filologiк polska na Uniwersytet im. Adama Mickiewicza. W 1968 uzyskaі stopieс doktora za rozprawк o twуrczoњci Brunona Jasieсskiego. W 1972 habilitowaі siк, w 1990 zdobyі tytuі profesora zwyczajnego. Wydział Filologii Polskiej i Klasycznej
Debiutowaі na іamach "Їycia i Kultury" – dodatku literackiego "Gіosu Szczeciсskiego" jako poeta. W latach 1972-1981 byі redaktorem naczelnym czasopisma "Teksty", w latach 1990-1992 "Tekstуw Drugich".
Nagrody [edytuj] 1982 - Nagroda im. Jurzykowskiego
Twуrczoњж [edytuj] 1960 Morze, pergamin i ty (poezja) 1964 Podwуjne interlinie (poezja) 1968 Styl i poetyka twуrczoњci dwujкzycznej Brunona Jasieсskiego. Z zagadnieс teorii przekіadu 1969 Granica na moment (poezja) 1971 Oprуcz gіosu (szkice krytycznoliterackie) 1972 Pуџny wiek (poezje) 1972 Ktуї by nas takich piкknych (powieњж) 1972 Przez znaki. Granice autonomii sztuki poetyckiej 1982 Krкgi wtajemniczenia: czytelnik, badacz, tіumacz, pisarz 1984 Wіodzimierz Majakowski (monografia) 1989 Liryka Juliana Przybosia 2004 O nowatorstwie
родилась 21.02.1909г. на Украине в городе Волчанске, в семье инженера-железнодорожника Гавриила Николаевича Снежко-Блоцкого. После внезапной смерти отца старшие дети, уже «вставшие на ноги», взяли младших на воспитание.
Шурочка, как ее всегда звали, с малых лет росла в семье своей старшей сестры Лидии Гавриловны и ее мужа Яна Станиславовича Ольшамовских, которые были ее опекунами. Вскоре семья с Украины переехала в город Шатуру. Там Шурочка оканчивала школу-семилетку и одновременно работала помощницей библиотекаря в местном клубе. В этой библиотеке она и получила свое настоящее образование. Вся драматургия русская и европейская ей была знакома. Она знала множество сказочных сюжетов, кочующих из одного эпоса в другой, всю жизнь собирала сказочную литературу. Всё это пригодилось позднее в работе над сценариями мультипликационных фильмов, которые она любила писать сама.
В 1934 году Снежко-Блоцкая поступила на студию «Межрабпомфильм» в цех рисованного фильма. Там в первом составе художников возникло великое братство единомышленников, в котором до седых волос все оставались Володьками, Лёвками, Зиночками и Валями, а она навсегда и для всех была Шурочкой Снежко-Блоцкой…
Чувство стиля и хорошего вкуса отличали Снежко-Блоцкую во всём – в творчестве, в умении хорошо выглядеть, элегантно и в то же время просто одеваться. Она прекрасно шила и себе и мне, ночами, как Золушка, не глядя ни в модные журналы, ни в выкройки…
Замечательные артисты московских театров с огромным удовольствием за небольшое вознаграждение озвучивали героев ее мультипликационных фильмов. Она искала «голос» для конюшего в «Коньке-Горбунке» и нашла его в театре имени Ермоловой. К ее удивлению, актер, игравший глубокого старика, оказался молодым обаятельным человеком. С тех пор голос Георгия Вицина звучал почти в каждом мультфильме. Мама дружила со многими актерами, но особенно тепло с Валентиной Сперантовой и Вициным. Ее фильмы получили награды на международных фестивалях, где сама она, к сожалению, так и не побывала. Снежко-Блоцкая и ее коллеги считали себя счастливым поколением, создавшим искусство высокого стиля, подарившим детям и взрослым великую магию гуманной русской мультипликации.
Александра Гавриловна Снежко-Блоцкая училась в студии живописи при Архитектурно-строительном институте у Ивана Рерберга и в Центральной студии живописи и графики у Ильи Машкова. До прихода в кино была чертежником-конструктором в строительных организациях. В 1932 году начала творческую деятельность в киножурнале «Союзкинохроника» как художник-оформитель.
Затем на студиях «Межрабпомфильм» и «Мосфильм» качестве аниматора работала над фильмами «Клякса в Арктике» (1934), «Квартет» (1935), «Клякса-парикмахер» (1935). В 1936-м пришла на киностудию «Союзмультфильм».
Прежде чем перейти к самостоятельной режиссуре, работала художником-мультипликатором, художником, ассистентом режиссера, вторым режиссером. Особенно плодотворным было ее творческое содружество с Иваном Ивановым-Вано. Снежко-Блоцкая участвовала в создании картин «Храбрый заяц» (1937), «Ивась» (1940), «Телефон» (1943), «Зимняя сказка» (1944), «Конёк-Горбунок» (1947), «Снегурочка» (1952) и других. Иногда выступала и как соавтор сценария.
В 1956 году с режиссером Владимиром Полковниковым сняла один из лучших рисованных мультфильмов «Заколдованный мальчик» по сказке шведской писательницы Сельмы Лагерлёф. Создатели картины рассказали о необыкновенных приключениях Нильса с дикими гусями поэтично, с теплым юмором и забавными трюками. Характеры всех героев показаны в развитии, каждый жест персонажей лаконичен. Среди других достоинств фильма – прекрасная передача шведской природы, архитектуры, глубина пейзажей, яркая гамма красок.
Затем последовали: экранизация русской народной сказки «Верлиока» (1957), литовская сказка «Янтарный замок» (1959), бирманская народная сказка «Дракон» (1961; приз «Чёрный лотос» на II МКФ в Дели), казахская сказка «Чудесный сад» (1962), чукотская сказка «Дочь Солнца» (1964), экранизации Редьярда Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» (1965) и «Кот, который гулял сам по себе» (1968).
В 1958 году Александра Снежко-Блоцкая обратилась к революционной теме – сняла героико-романтическую «Сказку о Мальчише-Кибальчише» по произведению Аркадия Гайдара. В непривычной для режиссера манере была решена экранизация повести Валерия Медведева «Баранкин, будь человеком!» (1963; приз и Бронзовая медаль XV МКФ в Венеции), художник – Ильдар Урманче.
В 1967 году Снежко-Блоцкая изящно перенесла на экран «Сказку о Золотом петушке». Художник Виктор Никитин насытил знаменитый сюжет А. С. Пушкина о разрушающей силе красоты и глупости колоритными персонажами и остроумными находками. Самыми яркими героями, как и следовало ожидать, оказались женственная, таинственная и весьма эротичная Шемаханская царица и старый царь Додон. В фильме он был длинным и костлявым, как Дон Кихот. Особый колорит придал ему голос актера Алексея Грибова. Сцена обольщения девицы, когда старик пытался исполнить современный танец, а потом запевал: «Век тебя любить я буду, никогда не па-за-буду!..», стала несомненной удачей фильма.
Широко известен цикл фильмов Александры Снежко-Блоцкой по мифам древней Греции. В содружестве с художником Александром Трусовым они представили зрителям свое видение богов, античных героев, медуз, Минотавра и других до этого времени непривычных для зрителя персонажей. В этом жанре Снежко-Блоцкая тоже стала первооткрывателем и успела снять пять картин: «Возвращение с Олимпа» (1969), «Лабиринт» (1971), «Аргонавты» (1972), «Персей» (1973), «Прометей» (1974).
Выходец из старинного, но обедневшего дворянского рода, Орест Михайлович Сомов (1793-1833) родился в г. Волчанске Харьковской (б. Слободско- Украинской) губернии. Образование свое завершил в Харьковском университете. В 1800- 1810-х годах Харьков был крупным культурным центром. В университете читали лекции сподвижник просветителя Н.И. Новикова, И.С. Рижский и многие известные деятели украинской культуры. Связан был с университетом его недавний выпускник поэт-сатирик А.Н. Нахимов. В городе издавались журналы "Харьковский Демокрит" и "Украинский вестник", где Сомов с 1816 г. помещал ранние свои литературные опыты - оригинальные и переводные, стихи и прозу.
Выходец из старинного, но обедневшего дворянского рода, Орест Михайлович Сомов (1793-1833) родился в г. Волчанске Харьковской (б. Слободско- Украинской) губернии. Образование свое завершил в Харьковском университете. В 1800- 1810-х годах Харьков был крупным культурным центром. В университете читали лекции сподвижник просветителя Н.И. Новикова, И.С. Рижский и многие известные деятели украинской культуры. Связан был с университетом его недавний выпускник поэт-сатирик А.Н. Нахимов. В городе издавались журналы "Харьковский Демокрит" и "Украинский вестник", где Сомов с 1816 г. помещал ранние свои литературные опыты - оригинальные и переводные, стихи и прозу.
В конце 1817 г. Сомов в Петербурге. С 1817 г. он сотрудничает в Вольном обществе любителей словесности, наук и художеств, а с начала 1818 г.- в Вольном обществе любителей российской словесности. Сочинения и переводы Сомова печатаются в журналах этих обществ - "Благонамеренном" и "Соревнователе просвещения и благотворения". Заграничное путешествие 1819- 1820 гг., когда Сомов посетил Польшу, Австрию, Францию, Германию, расширило его кругозор и дало материал для литературной деятельности. Прежде чем проявился его самобытный дар рассказчика, Сомов прошел основательную литературную школу. Стихотворные опыты, неустанная работа переводчика приучили его к точности и ясности выражений, заставили овладеть разными стилями от "метафизического" языка литературного трактата до стихии живой разговорной речи. Журнальная проза Сомова - путевые письма, размышления, описания, анекдоты, "характеры", появляющиеся в печати с 1818 г. и особенно умножившиеся после возвращения из-за границы, - развивала наблюдательность будущего повествователя и точность его описаний, приучала схватывать резкие черты оригинальных, контрастирующих между собой характеров. К середине 1820-х годов сложилась и эстетическая программа Сомова, что как нельзя более характерно для эпохи, когда литературное сознание неизменно опережало творческую практику. Трактат Сомова "О романтической поэзии" (1823) - один из важнейших памятников русской эстетической мысли эпохи декабристов. Основной тезис автора - "народу русскому (...) необходимо иметь свою народную поэзию, неподражательную и независимую от преданий чуждых". Путь к ее созданию Сомов видел в обращении к живым источникам народной поэзии, "нравов, понятий и образа мыслей", к сокровищам родной природы и истории. В своем творчестве он по мере сил осуществлял эту программу.
Провозглашенная Сомовым идея романтической народности была близка литераторам- декабристам. Это послужило основой для его сближения с А.А. Бестужевым и К.Ф. Рылеевым, привело его в число сотрудников издаваемого ими альманаха "Полярная звезда". После восстания на Сенатской площади Сомов был арестован, но вскоре освобожден: следствие подтвердило его непричастность к деятельности тайных обществ. Тем не менее он лишился службы в Российско- американской компании, где в 1824- 1825 гг. был помощником Рылеева. Отныне его жизнь - жизнь профессионального литератора, средства к существованию ему доставляет исключительно литературная работа. В 1826- 1829 гг. Сомов - постоянный сотрудник "Северной пчелы" Ф. В. Булгарина, недавнего друга декабристов. С 1827 г. в альманахах появляются его оригинальные повести. В том же году завязываются отношения Сомова с писателями пушкинского круга: он становится сотрудником "Северных цветов" А.А. Дельвига, постоянным вкладчиком "прозаической" части этого альманаха. Сомов выступает в нем не только как прозаик- беллетрист, но и как критик, автор годичных обозрений российской словесности. В 1829 г. он порвал с Булгариным, одиозная репутация которого к этому времени окончательно определилась, и целиком связал свою судьбу с изданиями Дельвига - "Северными цветами", а в 1830-1831 гг.- и "Литературной газетой".
Ко времени, когда Сомов пришел в "Северные цветы", он был заметным деятелем украинского землячества в Петербурге. Вероятно, на этой почве возникло его знакомство с молодым Гоголем. Уже в 1829 г. в рецензии на юношескую поэму Гоголя "Ганц Кюхельгартен" Сомов приветствовал вступление на литературную арену "таланта, обещающего" будущего поэта. Именно в период участия Сомова в изданиях Дельвига появилась в "Северных цветах" глава из исторического романа Гоголя "Гетьман", а в "Литературной газете" - его статьи и художественно- повествовательные фрагменты. Общение с Сомовым, уже выступившим в жанре "малороссийской" повести, способствовало углублению фольклорно- этнографических интересов Гоголя. После запрещения "Литературной газеты" (в ноябре 1830 г.) ее удалось возобновить лишь под редакцией Сомова, который продолжал издавать газету и после смерти Дельвига, до конца июня 1831 г. Ближайшее участие принимал Сомов и в подготовке "Северных цветов на 1832 год", изданных друзьями покойного Дельвига в пользу его братьев. Умер сорокалетний Сомов в глубокой нужде. Не имея постоянного литературного пристанища, он снова вынужден был довольствоваться ролью литературного поденщика в изданиях Н.И. Греча и А.Ф. Воейкова.
Еще для последнего, не увидевшего свет альманаха А. Бестужева и Рылеева, остановленной декабрьскими событиями "Звездочки", Сомов написал "малороссийскую быль" "Гайдамак" - повесть о разбойнике Гаркуше, где народный быт и эпическое предание слились в целостной картине национальной жизни. По мысли Сомова, в образах Гаркуши "...и его простодушных, незадачливых стражей воплощены две стороны народного характера. Несходство их проявляется, между прочим, в разном отношении к чудесному. В дальнейшем народные предания, обычно денонологическне о русалках и колдунах, о ведьмах и упырях" - писатель использует в своих "небылицах". Как правило, они основаны на подлинном этнографическом и фольклорном материале, снабжены особыми примечаниями и пояснениями. Но главное для романтика Сомова - дух народа, выражающийся в его поверьях и мифологических представлениях. Потому-то в "небылицах" Сомова народные побасенки рассказываются как бывальщина, не подвергаются скептическому анализу. Предание остается преданием, хотя и облечено в одежды повествования литературного. Оно становится ближайшим средством характеристики народного героя. Потому-то разнообразие фантастической повести Сомова отражается прежде всего и по преимуществу в зеркале национальных типов, как они рисуются в воображении автора.
С 1827 г., года литературных дебютов Сомова-повествователя, в его творчестве явственно обозначилось несколько тематических линий. Самая обширная и важная в литературном отношении группа его произведений - "малороссийские были и небылицы", которые печатались за подписью "Порфирий Байский" ("Юродивый", 1827; "Русалка", 1829; "Сказки о кладах", 1830; "Куполов вечер", 1831; "Киевские ведьмы", 1833 и др.). Все они отмечены стремлением уловить и воссоздать картину народного сознания, которую автор ищет и находит в сплетении народных поверий и народноэтических идеалов правды и справедливости. Первыми из малороссийских своих повестей Сомов подготовил гоголевские "Вечера", а в позднейших сам испытал воздействие Гоголя. Своеобразным знаком того, что замысел малороссийских небылиц Сомова разгадал и оценил Пушкин, может служить его стихотворение "Гусар" (1833). Поэт по-своему пересказал повесть Сомова "Киевские ведьмы". Сказ о ночном путешествии на шабаш киевских ведьм Пушкин вложил в уста побывавшего на Лысой горе "очевидца"- москаля, представителя иного типа национального сознания, нежели тот, который выражают герои Сомова. Под напором ухарства и непобедимого здравого смысла русского служивого драматическое и поэтическое малороссийское предание зазвучало "небылицей". Другие повести Сомова ("Оборотень", 1829; "Кикимора", 1830) родственны малороссийским и отличны от них. Эти повести основаны на русских крестьянских поверьях. Простодушная вера в чудесное включена в этих повестях в более широкий культурный контекст, дана в ироническом восприятии просвещенного рассказчика или слушателя. И, наконец, третий несобранный цикл Сомова - "рассказы путешественника", повести из западной жизни ("Приказ с того света", 1827; "Вывеска", 1827; "Странный поединок", 1830; "Самоубийца", 1830 и др.).
Свои повести Сомов не раз собирался объединить в сборники. Но намерения этого он так и не осуществил, как не успел он завершить и романа "Гайдамак", первые фрагменты которого появились в конце 20-х годов и который впоследствии год за годом оттесняла на второй план насущная работа над переводами и малыми жанрами "альманашной" прозы. Сомов ушел из жизни, не успев как писатель до конца самоопределиться и раскрыть все свои возможности. Тем не менее, и в формировании русской эстетической мысли и в развитии русского повествовательного искусства он оставил заметный след.
Родилась 26 декабря 1889 года в городе Волчанске, Харьковской губернии, в довольно богатой семье — ее родители владели производством по консервации соков. Закончила Московские высшие женские курсы и Женевский университет. Прекрасно владела французским и немецким. С 1911 по 1915 год работала в Петербурге, в гербарии Главного ботанического сада. Затем перебралась в Харьков, где во время войны служила сестрой милосердия. В 1917 году вернулась в Петербург, потом вновь оказалась в Харькове, преподавала в Ново-Алексеевском сельхозинституте. Во время гражданской войны побывала в Краснодаре (по-видимому, отступая с армией Деникина), затем в Сочи, вновь в Краснодаре, в 1923 году вернулась в Харьков, став ассистентом кафедры ботаники Харьковского фармацевтического техникума. Параллельно, с 1925 года возглавляет ботанический отдел Аскании-Нова. Благодаря ее исследованиям в заповеднике удалось выделить еще один абсолютно заповедный участок в 4800 га, который и поныне входит в участок «Устиновка». Умерла Н.А. Десятова-Шостенко в Париже в 1968 (1969) году.
Родилась она 26 декабря 1889 года в городе Волчанске, Харьковской губернии, в довольно богатой семье — ее родители владели производством по консервации соков. Закончила Московские высшие женские курсы и Женевский университет. Прекрасно владела французским и немецким. С 1911 по 1915 год работала в Петербурге, в гербарии Главного ботанического сада. Затем перебралась в Харьков, где во время войны служила сестрой милосердия. В 1917 году вернулась в Петербург, потом вновь оказалась в Харькове, преподавала в Ново-Алексеевском сельхозинституте. Во время гражданской войны побывала в Краснодаре (по-видимому, отступая с армией Деникина), затем в Сочи, вновь в Краснодаре, в 1923 году вернулась в Харьков, став ассистентом кафедры ботаники Харьковского фармацевтического техникума. Параллельно, с 1925 года возглавляет ботанический отдел Аскании-Нова. Благодаря ее исследованиям в заповеднике удалось выделить еще один абсолютно заповедный участок в 4800 га, который и поныне входит в участок «Устиновка».
Архивные материалы свидетельствуют: ей не раз, вместе с другими научными сотрудниками, приходилось отстаивать от ведомственных потуг заповедную целину, в 1928 году удалось добиться отмены решения Наркомзема УССР о переносе заповедного участка. Вместе с М. Шалытом она составила полную библиографию (по 1928 год) Аскании-Нова.
В 1927—1928 годах Наталья Алексеевна исследовала целинные участки в Северном Крыму и Одесской области, Приморские заповедники. С 1929 по 1934 год состояла членом бюро Украинского комитета по охране памятников природы, с декабря 1929 года возглавила (после Е. М . Лавренко) Харьковскую природоохранную инспектуру.
Примерно в 1936 году Н.А. Десятова-Шостенко с группой харьковских ботаников переехала в Киев, работала в Институте ботаники АН УССР в должности профессора. С приходом фашистов город не оставила, а поступила в организованный немецким ботаником Г. Вальтером Институт сельскохозяйственной ботаники при Форшунцентрасе в Киеве. После прихода советских частей, понимая, что судьба ее может закончиться трагично, и не желая попадать в руки бериевских палачей, эмигрировала во Францию, где вышла замуж за богатого человека.
Рассказыват такую историю. Однажды, на одном из ботанических конгрессов в 1954 году в Париже, к главе советской делегации академику Е. М . Лавренко подошла дама и спросила: «Евгений Михайлович, здравствуйте, Вы меня не узнаете? Я Наталья Шостенко». Лавренко, который в 20-х годах долго и много работал в Н. Десятовой-Шостенко, ответил: «Простите, мадам, я с Вами не знаком». Эпизод довольно характерный для того времени. Умерла Н.А. Десятова-Шостенко в Париже в 1968 (1969) году.
Наталия Алексеевна Десятова-Шостенко — геоботаник, флорист, систематик, была также одним из первых ботаников, стоявших у истоков развития природоохранного дела в Украине. Однако ее заслуги в деле развития ботаники и охраны растительного мира еще надлежащим образом не оценены. Сейчас выясняется многое из ранее неизвестного, а забытое — по-новому переосмысливается и оценивается. Однако ушли из жизни те, кто работал и общался с Наталией Алексеевной. Забыты многие факты, частично утеряны архивные материалы, которые позволили бы восполнить пробелы в оценке ее жизни и научной деятельности. *Уместно здесь кратко упомянуть и о старинном дворянском роде Шостенко, несколько поколений которого связаны с городом Харьковом. Отец В.И. Шостенко (свекр Н.А. Десятовой-Шостенко) — надворный советник, до революции возглавлял полицию г. Харькова, а в советское время — работал в УГРо, дружил с известным революционером Артемом, был депутатом Зеленотайского поселкового совета. Один из его сыновей — Федор Иванович, выехал в гражданскую войну в Болгарию (через него в дальнейшем Н. А. Десятова-Шостенко поддерживала связь с сыном, в период ее проживания во Франции). Еще один сын — Владимир Иванович (муж Н. А.), вместе с Натальей Алексеевной в конце второй мировой войны иммигрировал во Францию, где и умер в 1957 г. Внук Юрий Владимирович (сын Н.А. Десятовой-Шостенко и В.И.Шостенко) родился в Харькове в 1919 г., учился в вместе с детьми известных советских политических деятелей — Якира и Косиора и часто вместе с матерью выезжал в экспедиции в Асканю Нову; закончил в 1940 г. химфак ХГУ, по состоянию здоровья (наследственная близорукость, передаваемая по отцовской линии Шостенко) не был призван в армию, во время войны он вместе с женой находились за границей, где работали на немецких химических заводах. После войны они были освобождены американскими войсками и возвращены в Советский Союз. Некоторое время Ю.В. Шостенко работал переводчиком в ГРУ по репатриации, позже в Харькове научным сотрудником, зав. лаборатории в хим-фармииституте, умер в 1999 г. Правнук, А.Ю. Шостенко живет в Харькове, пошел по стопам отца, также закончив химфак ХГУ, сейчас работает картографом в Институте охраны природы.
Наталия Алексеевна Десятова (в материалах личного дела упоминается также и как Н. Десятова-Шостенко, Н. Шостенко, N. Roussin) родилась 26 декабря 1889 г. в с. Волховка, близ известного с 17 века маленького уездного городка Волчанска, на Купянщине (Харьковская губ).
Род Десятовых имеет глубокие корни, и каждое его поколение оставило заметный след в русской истории и культуре. Дед Наталии Алексеевны отличился в русско-турецкой войне; во время Севастопольской битвы он командовал десятой батареей и геройски погиб в 1854 г. Заслуги героев войны были по достоинству оценены государством и согласно царского указа их детям было предоставлено право бесплатного обучения в высших учебных заведениях страны. Отец Наталии Алексеевны по образованию инженер-путеец, строил железную дорогу Харьков–Чугуев. В свободное от службы время его любимым занятием было коллекционирование древних изваяний «каменных баб». Эти реликвии культуры давно исчезнувших степных племен он размещал вдоль железнодорожных путей или привозил в свое имение (ныне Хотомлинское лесничество на р. Бабка Чугуевского р-на Харьковской обл.). Мать Натальи Алексеевны 6ыла педагогом и до революции содержала частный дошкольный пансион для девочек, среди воспитанниц которого была и будущая жена известного государственного и политического деятеля-большевика В. Менжинского. В 30-ые годы родители Натальи Алексеевны эмигрировали в Германию, где через шесть лет отец умер, а мать возвратилась в Россию.
Воспитание и основы знаний Наталья Алексеевна получила в семье, где господствовало уважение к наукам. После окончания местной гимназии, увлекшись ботаникой, она продолжила обучение на естественном факультете Женевского университета, где училась с 1906 по 1909 гг. по специальности «ботаника». Этот известный университет отличался от остальных европейских заведений такого рода преобладанием студентов-иностранцев, основной контингент которых составляли выходцы из России.
Дальнейшее образование Н.А. Десятова продолжила в Москве, на Высших Женских Курсах, с 1909 по 1911 гг., где по окончании получила специальность «описательная ботаника». Заметим, что названные курсы представляли собой высшее учебное заведение, куда принимались лица женского пола, не имевшие права по тогдашним российским законам обучаться в университетах.
С 1911 по 1915 гг. Н.А. Десятова преподавала естествознание в одной из петербургских частных женских гимназий и одновременно сотрудничала с Ботанической лабораторией, а позже с Гербарием Главного Ботанического Сада АН России (Санкт-Петербург), исполняя обязанности научного сотрудника. Ее незаурядные способности к научной работе и аналитическое мышление были замечены известным знатоком среднеазиатской флоры, профессором Б.А. Федченко, который написал о ней в одной из характеристик, как о «серьезном, вдумчивом исследователе». Вскоре он пригласил ее к участию в одну из своих экспедиций по изучению отдельных регионов Зауралья.
В 1912–13 гг. Н.А. Десятова, как специалист-ботаник возглавила экспедицию, организованную Переселенческим управлением, где проводила флористические исследования труднодоступного высокогорного района Южной Ферганы (Центральной части Алтайского хребта) и Ферганской области. Результатами этой экспедиции явились превосходно выполненные геоботанические карты с подробным описанием растительности и обширные гербарные сборы растений.
С началом первой мировой войны экспедиции под руководством Б.А. Федченко, в которых принимала участие Н.А. Десятова, были прекращены. Интересный штрих к биографии Н.А. Десятовой тех бурных лет: в 1915–16 гг. она переехала в Харьков, где служила сестрой милосердия на Юго-Западном фронте. В этом городе, расположенном вдали от театра военных действий, находились на лечении тысячи русских солдат, получивших увечья на полях сражений.
В 1916 г. Н.А. Десятова снова возвращается в С.-Петербург, где совмещает работу в Главном Ботаническом Саду и Переселенческом Управлении. В 1917 г. она окончательно покидает С.-Петербург и переезжает в Харьков. В это время она соединяет свою судьбу с молодым человеком Владимиром Ивановичем Шостенко — по специальности литературным критиком, с которым в будущем делила все тяготы жизни — иммиграцию, разлуку с сыном и родными*.
В 1917–1920 гг. — Н.А. Десятова-Шостенко продолжает педагогическую деятельность, сначала в Харьковском Ново-Александровском с/х институте, а позже — в Краснодарском университете и Кубанском с/х институте в должности ассистента кафедры ботаники. За это она снискала уважение и любовь сотрудников и студентов. Представление о работе Н.А. на Кубани можно получить из сохранившегося письма к ней проф. П. И. Мищенко от 15.Х.1923 г., где есть такие прекрасные слова благодарности за их совместную работу. «Глубокоуважаемая Наталия Алексеевна! Выражая глубокое сожаление о том, что семейные обстоятельства вынуждают Вас оставить службу в Куб. С.Х. Институте, где Вы так продуктивно и самоотверженно работали по организации ботанического кабинета и так много вкладывали души, любви, опыта и знаний в руководство практическими занятиями студентов по морфологии и систематике растений, я твердо уверен в том, что Вы найдете приложением Вашим силам и знаниям также и в новом месте Вашего жительства.
Ботанический кабинет и студенты Куб. С.Х. Института помнят и будут помнить Вас и Ваше отношение к делу. Примите уверение в глубоком к Вам уважении и преданности, готовый к услугам — П. Мищенко» (Архив Национального Харьковского университета им. В. Каразина).
В 1921–1922 гг. Наталия Алексеевна Десятова-Шостенко временно отходит от педагогической работы и служит инструктором на одном из Сочинских курортов. В 1922–23 г. г. она, совместно с П. Мищенко, по предложению Кубанско-Черноморского научно-исследовательского института принимает участие в составлении и издании «Определителя растений равнин и предгорий Кубани и части Черноморья», вышедшего в 1924 г. тиражом 1000 зкз.
В 1923 г. по семейным обстоятельствам Н.А. Десятова-Шостенко снова переезжает в Украину и свою дальнейшую педагогическую и научную жизнь связывает с Харьковом, бывшим в то время крупным научным ботаническим центром с давними натуралистическими традициями. Сначала она работает на кафедре ботаники Химико-фармакологического института. Первоначально (с 1921 г.), за неимением кабинетов, оборудования и преподавателей, занятия тут проводились профессорами Харьковского университета В.К. Залесским и Л.А. Шкорбатовым. С 1924 г. кафедру возглавлял проф. Я.В. Ролл.
В стенах этого института Наталия Алексеевна Десятова-Шостенко прошла путь от ассистента (1924–1930) до профессора и заведующего кафедрой (с 1932 г). Вместе с проф. Я.В. Роллом и техническим работником Т.В. Овчаренко, а позже с ассистентом О.Н. Демяненко, она прилагает много усилий для расширения учебной базы.
С 1934 г. Н.А. Десятова-Шостенко также ведет курс ботаники в Харьковском Педагогическом институте. Одновременно с педагогической работой она продолжает заниматься изучением флоры и растительности. Еще раньше (с 1925 г.) ею начаты систематические обследования лугов Харьковщины и степей Государственного заповедника «Чапли» (ныне биосферный заповедник «Аскания-Нова» им. Ф. Фальц-Фейна). С 1926 по 1929 г.г. Наталия Алексеевна заведует ботаническим отделом заповедника «Аскания-Нова», являясь одновременно научным сотрудником Харьковского филиала Украинского Института прикладной ботаники при Харьковском государственном университете (с 1926 г.). В это время знаменитая Аскания-Нова стала одним из первых заповедников, организованных Наркомземом УССР и, как и другие природоохранные территории, испытала на себе все трагические эксперименты социалистического переустройства природы. Эти события детально отписаны В. Борейко в книге «История охраны природы Украины. X век — 1980» (Борейко, 1997, 2001).
В 1930 г. профессор Десятова-Шостенко занимает должность руководителя отдела географии растений Украинского института прикладной ботаники и в этом же году избирается Действительным членом Института растениеводства.
В 1931 г. Наталия Алексеевна избирается Действительным членом Украинского института прикладной ботаники, где в то время уже сформировался коллектив талантливых флористов и систематиков, идеи и деятельность которых в дальнейшем оказали решающее влияние на развитие ботаники в Украине.
Вместе с ботаниками А. Янатой,
Е. Лавренко, М. Котовым, Ю. Клеоповым, зоологом Б. Фортунатовым, энтомологом С. Медведевым, экологом В. Станчинским и другими известными учеными (многие из них были позже репрессированы), Н.А. Десятова-Шостенко стояла у истоков природоохранного дела на Украине, в частности в ее южных регионах. В 1929 г., после отъезда Е. Лавренко в Ленинград, она возглавила Харьковскую природоохранную инспектуру, а в 1919–1931 и 1934 гг. была членом Комитета охраны памятников природы на Украине.
Наталия Алексеевна принимает деятельное участие в формировании сети заповедников. Так, в 1925 г. благодаря ее усилиям в заповеднике «Аскания-Нова» удалось выделить еще один абсолютно заповедный участок, площадью 4800 га, входящий в состав «Успеновской степи»; в 1928 г. при ее содействии было отменено решение Наркомзема УССР о распашке заповедного участка, а в 1929 г. — о распашке заповедника «Хомутовская степь». В это же время ею поднимается вопрос о необходимости выделения абсолютно заповедной степи заповедника «Аскания-Нова», поскольку еще не были окончательно установлены границы госзаповедника (Борейко, 1995 а; 1995 б; Архив ЦГВО Украины, ф. 27, оп. 9, д. 591). Все вопросы организации научной работы в заповеднике «Аскания-Нова» она постоянно рассматривает в письмах к А. Янате, датированных 1927 г. (Архив ЦГВО Украины, ф. 17, оп. 9, д. 591).
Блестящий знаток флоры и растительности Н. А. Десятова-Шостенко, к сожаленью, не имела научных степеней (кандидата и доктора наук), что поставило ее, как и многих других специалистов-ботаников того времени в «трагикомическое положение», поскольку будучи профессором, она не имела права защищать кандидатскую диссертацию. В письме к Е. Лавренко (от 26.03.1936) она пишет: «Многоуважаемый Евгений Михайлович, хотя я знаю Вашу колоссальную занятость и все неприятности, которые посыпались на Вас с нашей родины, но ввиду большой серьезности вопроса все же обращаюсь к Вам и надеюсь, что на этот раз Вы не задержите ответом заказное письмо. Дело в следующем: у нас все всегда делается не так как у людей, еще в апреле прошлого года во запросу НКПроса, Институт ботаники подал о нас о всех ходатайство в Квалификационную комиссию в Киеве об ученых степенях. До февраля этого года никому степеней не давали или например сотруднику Змиевской станции, зоологу, дали степень кандидата ботаники! На эти гениальные поступки обратили внимание и с февраля им запретили вообще давать степени без защиты диссертаций. Таким образом мы все остались без степеней, причем мне любезно предложено, минуя кандидата защищать диссертацию на степень доктора. Все это очень симпатично, но на это нужно время. Теперь создалось такое положение, что я не имею никакой степени и буду тарифицироваться, как профессор без степени, т.е. по самой низкой ставке. Защищаться на степень кандидата мне не полагается. А без защиты Киев не имеет права давать степеней. Следовательно до защиты на степень доктора я вообще без степени... У меня явилась такая мысль, не могла ли бы я послать в БИН заявление о выдаче мне соответствующей степени без защиты, чтоб пока я имела хотя бы кандидата ... Знай я все это раньше, я бы давно обратилась в БИН, ведь кажется даже Илличевский получил у Вас кандидата?... Только в Харькове могут создаться такие блестящие положения и человек попадает в самое двусмысленное положение. Между прочем в таком положении все профессора университета, кроме старых докторов...» (ф. 996, оп. 5, ед. хр. 515).
Позже Н. А. Десятову-Шостенко все же рекомендовали для присуждения докторской степени, о чем она в письме к Е. Лавренко (от 30.04.1936) сообщает. «Коршикова, Клокова и меня представляют от университета к степени докторов без защиты и мы должны дать от 2-х докторов оценки своей работы... Если Вы дать отзыв не можете, то и не передавайте прилагаемое письмо Федченко... (ф. 996, оп. 5, ед. хр. 515). Забегая вперед отметим, что отзывы от Б. Федченко и Е. Лавренко были получены университетом (хотя Н.А. и не была ознакомлена с ними), однако Наркомпрос не присудил им искомых степеней, и ей все же пришлось приступить к подготовке докторской диссертации. План будущей работы она направила Е. Лавренко: «... я немного начинаю подготавливать докторскую диссертацию. Критерий размера и содержания темы совершенно не ясен (судя хотя бы по тому, кому у нас дали степень докторов без защиты). Я хочу узнать Ваше мнение о намеченной мною теме. Поскольку я в полном объеме закончила полную обработку Labiatae УССР и почти европейской части СССР, так как там их прибавляется очень немного, то я решила строить свою тему на этой базе.(...) Это конечно только основная наметка, т.к. приступив конкретно к работе будет ясно, во что она выльется...» (27.05.1937).
Следует сказать, что работа, но уже под измененным названием («Критико- систематический и ботанико-географический анализ семейств Boraginaceae и Labiatae флоры УССР») была подготовлена и направлена в БИН в 1941 г. для зашиты, машинописный вариант которой сейчас хранится в фондах Архива РАН.
Война 1941–1945 гг. перевернула и искалечила судьбы многих миллионов людей, в их числе и Н.А. Десятова-Шостенко. Наталия Алексеевна оказалась на временно оккупированной территории Украины и вместе с другими ботаниками, которые по разным причинам не смогли эвакуироваться и вынуждены были работать в организованном немцами Институте сельскохозяйственной ботаники на Форшунцентрассе, в Киеве. Под крышей этого учреждения оказались не только ботаники Киева, но и ученые из Житомира, Харькова, Винницы, Аскании-Нова и др. Среди них, в частности, были доц. И. Болсунов, М. Бондаренко, чл-корр. АН УССР, проф. Е. Бордзиловский, О. Бурачинский, асс. М. Данилевская, асс. Т. Зозулин, доц. Л. Зофиевская, проф. Ю. Клеопов, проф. А. Левшин, доц. М. Миловцева, асс. Е. Полонская (жена Ю. Клеопова), О. Радде-Фомина (жена А. Фомина), лаб. О. Романова, проф. П. Савостин, н. сотр. Г. Черноголовко и др. Научная деятельность этого института в военные годы была организована украинским директором Ю. Клеоповым, а немецким директором был назначен известный геоботаник проф. Г. Вальтер.
Несмотря на тяжесть условий оккупации, гнетущую обстановку, сотрудники института продолжали заниматься обработкой материалов для выпусков «Флоры УРСР», а также изучением ресурсов лекарственных растений, готовили хорологические карты и изредка проводили экспедиционные выезды в окрестности Киева.
Военный период в деятельности Института ботаники в Киеве до сих пор детально не изучен. Многие факты остаются неизвестными и невыясненными. Следует отметить самое главное: при отступлении немцев из Киева, когда все вокруг рушилось и горело, эти люди сумели сохранить Институт от уничтожения. По рассказам проф. М.И. Котова, вернувшегося из эвакуации, здесь все осталось на местах — книги, рукописи, оборудование и др.
Впоследствии, после освобождения Украины, многие ученые, работавшие в оккупацию в Киеве, испили горькую чашу унижений и оскорблений за «сотрудничество» с немцами. Профессора Ю.Д. Клеопова от ужасов «фильтрационных» лагерей избавила только преждевременная смерть, которую остро переживали оставшиеся в Киеве его коллеги. Опасаясь преследований, Наталия Алексеевна Десятова-Шостенко вместе с группой украинских ботаников — Н. Осадчей-Янатой (жена А. Янаты), Е. Полонской, Г. Радде-Фоминой и др. покинула Киев и с отступающими немецкими частями оказалась в Германии, а затем во Франции.
Так, по иронии судьбы, Н. А. Десятова-Шостенко стала эмигранткой. Франция оказалась для нее вторым домом. Но стала ли второй Родиной? Некоторое время она жила у своего брата, выехавшего во Францию ранее. Долгое время была безработной. С этого время она начинает вести дневник, надеясь, что написанное со временем будет-таки прочтено адресатом — ее единственным сыном Юрием. Первая запись дневника, датированная 23.05.1946 г., начинается словами: «С того момента, как я очутилась в Париже и когда поняла, что наша разлука очень и очень длительна, а может мы вообще больше никогда не увидимся, я хотела начать писать Тебе, мой дорогой, дорогой Юрий. Может быть какими -нибудь судьбами эти строки дойдут до тебя, может и после смерти. Но для того, чтобы говорить с Тобой, т.к. я хочу сейчас, нужно быть не в моей обстановке, в которой мы жили у брата Юрия. Физическая работа притупляет мысли. Теперь я стала опять человеком интеллектуального труда и у меня достаточно времени для радостных мыслей и воспоминаний. До получения Твоего письма я почти считала Тебя не существующим на этом свете. Твоя весточка вызвала необычайную радость. Я никогда, как Ты знаешь, не была оптимисткой...».
Судьба сына, равно как и его научные достижения, всегда очень волновала Наталию Алексеевну. Так одна из записей свидетельствует: «... за 54 год не нашла Твоей статьи в «Chemical Abstract». Что это? К лучшему ли...». Сын всегда искал возможность встречи, писал письма родственникам, разыскивал её через Красный Крест, но им так и не суждено было встретиться.
Через некоторое время Н.А. Десятовой-Шостенко все-таки удалось найти работу, устроившись библиотекарем в университете в Монпелье. Но интерес к научной работе у нее не ослабевал, и она находила возможность заниматься как систематикой рода чабрец, так и геоботаническими исследованиями. Следует также отметить, что с этого времени, с 1952 г., Наталья Алексеевна публикует свои статьи под фамилией N. Rousine. В это время она сблизилась с французскими ботаниками, прежде всего с И. Браун-Бланке, основателем флористической классификации растительности, его учениками и последователями. Результатом этого сотрудничества явилась совместная с Браун-Бланке монография о растительных сообществах средиземноморской части Франции, опубликованная в 1951 г.
Длительное время Н. Роуссин работала в Гербарии Института ботаники в Монпелье (МРU), известного с 1845 г. и насчитывающего более 4 000 000 образцов, продолжая заниматься губоцветными.
Но все же она была одинока. Разлука с сыном без надежды на встречу, жизнь вдали от Родины с больным мужем (умер во Франции до 1957 г.). Свою тоску она могла излить только в дневнике: «Одна, никому абсолютно не нужная. Только может Ты, Юрочка, захотел бы встретиться со мной. Больше нет никого. Как жутко — одна. Зачем живу? Хотя бы скорее смерть, зачем пишу. Ведь это никому не нужно, а до тебя, Юрочка, эти строки никогда не дойдут (18.11.57). И далее последние строки дневника: «Я хотела было написать для Тебя, Юрочка, все о чем думаю и чем живу теперь. Потом стало казаться, что это не нужно, что эти строки до тебя никогда не дойдут. Теперь кажется, что дойдут и поэтому изредка кой что (буду) писать для тебя». (12.10.58).
Умерла Наталья Алексеевна Роусин в Париже в 1968 году.
ЛИТЕРАТУРА Борейко В.Е. Словарь деятелей охраны природы. — К.: КЭКЦ, 2001. — 524 с. Борейко В.Е. История охраны природы Украины. Х век — 1980. — К.: КЭКЦ, 2001, изд. второе, дополненное. — 544 с. Федорончук М.М., Шевера М.В. Професор-ботанік Наталя Десяткова-Шостенко // Жінка в науці та освіті: минуле, сучасність, майбутнє. Мат-ли 2 міжн. наук.-практ. конф. — К., 2002. — С.325-328.
ШЕВЧЕНКО Константин Кириллович, родился 11.12.1914г., в с. Хотомля, Волчанского р-на, Харьковской обл., в семье крестьянина. Украинец. Окончил 8 классов. Работал слесарем-сборщиком. В Красной Армии и на фронте в Великой Отечественной войне с октября 1941г. Член КПСС с 1962г.
Помошник командира взвода разведки отдельного лыжного батальона (158-я стр. див., 39-я армия, Зап. фронт) младший сержант Шевченко с подчиненными, 09.02.1944г. южнее д. Щербино (10 км юго-востосточнее г. Витебск, Белоруссия) атаковал группу противника из 20 человек и уничтожил 4 солдат. 28.02.1944г. награждён орденом Славы 3 степени. Командир отделения 110-й отдельной развед. роты 158-й стрелковой дивизии старший сержант Шевченко 19.03.1944г. в группе разведчиков у д. Маталыжина (9 км северо-восточнее г. Витебск) противотанковой гранатой разбил блиндаж, пленил 1 гитлеровца. 30.04.1944г. награждён орденом Славы 2 степени. В начале июня 1944г. Шевченко, в том же составе (3-й Белорус, фронт), с отделением в р-не нас. пункта Бабиничи (10 км северо-восточнее г. Витебск, Белоруссия) пленил вражеского офицера, давшего ценные сведения. 22.07.1944г. награждён орденом Славы 1 степени. В 1945г. демобилизован. Жил в Харькове. Работал слесарем-сборщиком. Награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 и 2 ст., Красной Звезды, медалями. Умер 06.09.1972г. (Ист.: Дубров Б. И. Солдатская слава. 3-е изд. Киев, 1987. С. 373—374.)
Шенк Петр Петрович (1870-1918) — родился в с. Андреевка (Графское), Волчанского у., Харьковской губ. Его балет "Синяя борода", поставленный на сцене Мариинского театра в 1896 г., не сходил с репертуара. Симфонические произведения "Призраки" (1893), "Геро и Леандр" (1898), сюита (1902) - дали ему известность талантливого и знающего композитора. Кроме того, Шенк написал оперы "Актеа" (1899) и "Последнее свидание" (1902), балет "Саланга" (1899), струнный квартет d-moll (1895), сонату для скрипки и фортепиано (1897), кантаты "Саул", "Памяти Пушкина", "Памяти Гоголя", 11 хоров a capella, более 30 романсов для пения, две сонаты для фортепиано и прочее. Выступал дирижером в симфонических концертах Императорского русского музыкального общества в Петербурге и др. Музыкальные статьи помещал в журналах "Театр и Искусство", "Звезда", "Музыкально-театральный Современник" и прочих. Заведовал центральной библиотекой и репертуарным отделением Императорских театров.
Подробная информация на данный момент отсутствует.
Род. 11.10 1906 (Волчанск) - ?. Заслуженный тренер СССР. Педагог и общественный деятель. "Буревестник", Львов. Зав. кафедрой гимнастики Львовского ГИФК в 40-е - 70-е гг. У него тренировались: В. Чукарин и др.